ИРИНА ХАКАМАДА: искусство выигрывать, будучи слабее
Впервые я услышала о ней в 90-е. «Экзотичная японка» Ирина Хакамада... не светская львица, не недоступная красавица, но женщина образованная и мудрая.
Вызывающе привлекательная для кандидата в президенты страны, острая на язык, она умела быть в центре внимания, умела отражать удар, а потом неожиданно исчезла из российской политики.
Спустя некоторое время Хакамада появилась снова. Более стильная и уверенная, в блеске своей породистой красоты. Ее книги стали выходить с поразительной регулярностью, но она шагнула дальше обычного популистского коучинга, привнеся в свои выступления и публикации толику китайской философии, познания жизненного пути – дао. Казалось, Ирина знает ответы на все вопросы. Сегодня к ней не прилипает отчество. Богемная, чрезвычайно раскованная, с чертовским драйвом охотницы. Стиль, который избрала раз и навсегда Ирина Хакамада, – динамичная, всегда молодая француженка с творческим подходом к жизни. Внешне она похожа на la garçonne. Ее невозможно поразить светскими раутами и балами, да и дизайнерские туалеты не приковывают ее внимание. С ней хочется говорить. Она умеет слушать. Весной Ирина приехала ко мне на швейную фабрику модного дома Rohmir, расположенную в промышленном районе Гонконга. Между станками и рядами платьев мы поговорили.
Ирина, чураешься ли ты непривычных мест, где на тебя смотрят как на «героя чужой вечеринки»?
Мне интересно все. Жизнь нравится мне в любомпроявлении.Главное,понимать,что тебя ожидает, зачем ты отправляешься в то или иное место. Цель оправдывает средства. А сюда я попала неспроста: мне было интересно, чем ты занимаешься тут, на фабрике. Кроме того, я обещала приехать… Совершенно не ожидала увидеть здесь такую огромную «модную» поляну – ты сумела меня удивить!
Как ты относишься к моде и всепоглощающему шопингу?
Шопинг – не мое, а вот полюбоваться и поинтересоваться процессом – совсем другое дело, это я обожаю. По стилистике мне близка одежда с четко выраженным индивидуальным направлением от Dries van Noten, Alexander McQueen, Yohji Yamamoto. Но я не покупаю очень дорогие вещи, предпочитаю оставаться независимой от тенденций рынка и часто меняю одежду.
И вдруг оказываешься в моем царстве, в самом эпицентре процесса!
Мне чужда мода, создаваемая ловкачами и выражающаяся в том, что женщину просто упаковывают в метры и метры шелка. Надо признать, что я ожидала увидеть в промышленном районе Гонконга производство свитеров, юбочек, маек – просто и предсказуемо. А получился приятный сюрприз – увидела у тебя индивидуальные вещи, то, что сама ищу в магазинах. Меня захватывают личности! Такие, как Габриель Шанель: перечитала все ее книги и всё о ней. Мне посчастливилось познакомиться с Ёдзи Ямамото, о котором Вим Вендерс (Wim Wenders) снял прекрасный фильм. В нем яувиделашоу Ямамото,философскиеи концептуальные, чрезвычайно насыщенные идеями. Еще один «мой дизайнер» – Alexander McQueen: мне повезло купить еще при его жизни замечательный раритет – брошь «Пчела на черепе» (представляешь, какой символизм!).
“Я ФРИЛАНСЕР, И РИСК
– неотъемлемая
ЧАСТЬмоей
ЖИЗНИ.”
Что для тебя стиль и мода? Вопрос не новый, но все-таки задам его…
На моей памяти были 1960-е: прямые платья, шляпки- бидончики и большие очки – все одевались под Джеки Кеннеди. Потом были 1970-е с расклешенными брюками, разрезанными куртками и цветными повязками на голове – да и как иначе было выразить модную солидарность с хиппи? 1980-е – ух, как изменилась линия плеч! И все стройными рядами маршировали в этом направлении, благо в 80-е нам в СССР показали немного больше тенденций. Мода задает тренд! Но стиль глубоко индивидуален. Сейчас столько эклектики, что даже при минимуме затрат и с любым доходом можно стать стилистом. Нет основных трендов – можно всё! Тенденции моды царят повсеместно, во всех уголках планеты, поэтому стало легче искать и ориентироваться. Не только в моде: в жизни, в бизнесе, в понимании себя, в личных отношениях тоже царит великая комбинаторика. Сам становишься комбинатором. Вопрос лишь в том, как ты сумеешь всё это скомбинировать. Это и есть твой индивидуальный стиль. Укладывай в пазлы совершено разные вещи и получай свой результат! Из этого ты создаешь свою личность, свою моду, свой бизнес.
Какой плавный переход к разговору о твоей профессии! Ты сама цитировала Далай-ламу: «Как бы удобно ни сел, нога затечет. Надо поменять положение!» Поговорим о том, как (по крайней мере, в России) ты стала первопроходцем.
Я не психолог и не тренер, который дает понятия о четких и простых вещах, натаскивает по этим известным дисциплинам. Он садится рядом с тобой, берет тебя за руку и предлагает преодолевать трудности, обучившись всему этому сам понемногу. Я же не то, и не это. Я не беру за руку. Я подталкиваю. Взрываю мозг, предлагаю инструментарий в виде удочки или топора, но это только для того, чтобы ты не утонул и преодолел барьеры. Дальнейшее зависит от самого человека: он все должен делать сам.
Как ты учишь слушать тело и развивать интуицию по твоей уникальной методике? Как проложить дорогу к себе самому, оставаясь просто заинтересованным обывателем?
Что касается обывателя, нужно заметить, что он уверен контроле над своим мозгом, а это глубоко ошибочно! Пока человек не научился давать мозгу сверхзадачи, он остается в рабстве у своего мозга, который пребывает в состоянии лени.Чтобы мозг заработал на полную мощь, включая интуицию (а она лежит в области подсознания!), нужно определить свое сверхзадание, сказав себе: «Всё, что предлагал мой мозг, меня совершенно не интересует, это не работает, хочу решить эту тему совсем по-другому». Как это решать, сразу, с кондачка, нельзя ответить. Надо дать мозгу задачу: «Давай решение!» Вот первое и легкое упражнение, в котором человек отметает рамки. Но люди не хотят делать это упражнение! Почему? По инерции: «Не верю!»
Выдавливаем из себя Станиславского! Ведь недаром говорят, что индивидуальность человека – его капитал. Легко играть чужую роль, но как же тяжело сыграть свою…
Безусловно! Не веришь – ну и не верь, нет проблем, но хоть попробуй! Так ведь некоторые отказываются даже рискнуть попробовать. А надо подчинить свой мозг и заставить его работать на полную катушку.
И – о чудо! – мозг обязательно даст результат и выдаст решение, но для этого нужно попробовать. Нужно быть смелым, повышать планку для более сложного задания, так мозг начинает работать еще серьезнее и ответственнее. Маленькая деталь – нужно взять паузу, чтобы мозг перезарядился и сработал в нужном направлении! Если это важное решение, а у тебя полный аврал, то пусть это будет всего лишь пятиминутная пауза. Если же речь об очень серьезном решении, нужно взять тайм-аут вплоть до двух часов. Но эти два часа должны быть наедине с мозгом – без единой души вокруг, без телефонов и компьютеров. Это очень серьезный разговор с мозгом. Нужно четко сформулировать ему запрос.
ЖЕНЩИНА
большого
СТИЛЯникогда
не выйдет в тираж, всегдабудет
пользоваться
успехом у умных мужчин, она не имеет возраста,причем без
помощи(или при минимуме)
пластики и коррекций.
Потом этот запрос нужно визуализировать: как он написан на листке бумаги, буквы, саму бумагу. Может быть даже холодильник, на который она приклеена, или стол, где она лежит. Представили этот зафиксированный на бумаге запрос – и отключаем сознание, чтобы раскачать и подключить подсознание. Для этого начинаем подключать тело – все нервные окончания, все сосуды, все мышцы, всё! Мой опыт показывает, что это возможно, если подключить эмоции. А проводником здесь будет… художник!
То есть начинаете смотреть на любимую картину, слушать любимую музыку, вышивать узоры, танцевать любимый танец, но делать это так, чтобы всё, накопившееся за жизнь, исчезло из сознания! Стерлось большим ластиком. Так сознание расширяется без наркотиков, без допингов, а путем присоединения к хорошему режиссеру, художнику или любимому писателю. Дальше? Да просто ложитесь спать, отдыхайте. Мозг выдаст такое решение, что вам будет сложно в него поверить!
Стиль – форма проявления интеллекта, степени свободы
от потребительских
стандартов.Если
нет личности, образа,нет и
женщины большого стиля.
Теперь нужно выяснить, кто же тот любимый художник, композитор, режиссер? Какое музыкальное направление самое выигрышное? Бах, Бетховен, Моцарт… понимаю, что всё очень индивидуально, но у тебя есть ТВОЯ музыка, которая заводит тебя, перезагружает?
Электронная музыка, в которой много направлений: Techno, Rave, House Techno. Любимые: Downtempo, Deep House. А там – море разливанное японских композиторов и диджеев, среди которых выделю диджея Акаши. Вообще вся музыка House кажется мне философской и глубокой, она психоделическая. Хотя под нее танцуют, и я в том числе, однако это нельзя назвать танцем – монотонное качание.
Подключаешься на эту вибрацию, и твоя энергия начинает накачиваться в такой медитативной музыке. Но не так, как это происходит в спорте, а полнотой всего тела, изнутри, эмоциями, настроением, нервными окончаниями, а через них переходит и в мышцы. Вот так ты пробиваешься к подсознанию, а оно в свою очередь тебе выдает ответ.
Хочу все знать! Каков же секрет безумной энергии, непотопляемости, неувядаемости?
Сверхидея. В каждой работе всегда есть сверхидея. Деньги всегда на втором месте. Главное, чтобы нравилось заниматься тем, чем занимаешься. А за всем, что удается сделать, всегда есть исходная, нулевая позиция – сверхидея. У меня всегда и во всем была цель. Пока я была в политике, моей сверхидеей было изменить страну, сделать ее либеральной и свободной. Когда еще во времена СССР я преподавала рыночную экономику, которой, как ты можешь себе представить, даже не пахло в ту пору на улице, сверхидеей было подготовить студентов к более развитой форме экономики.
Добавь к этому еще одно обстоятельство: меня, Ирину Муцуовну Хакамаду, с моим японским «шармом» никто не хотел принимать на работу. Так что пришлось поработать и ночным сторожем. Мне вообще повезло, поскольку потом я устроилась на работу инженером при Госплане. С диссертацией МГУ, со всеми своими заслуженными регалиями, я получила доцента, чтобы сразу же, не мешкая, броситься на рынок. Я начала продавать компьютеры. Сами компьютеры были мне «до лампочки». Но ведь работала я не для того, чтобы заработать, а чтобы понять, что такое рынок, и это стало моей сверхидеей! Сейчас я занимаюсь новым любимым делом: коучинг приносит мне огромное удовольствие и хорошие доходы. При этом мои слушатели – люди среднего класса – открывают в себе энергию, силу, бодрость, находят новые потенциальные возможности быть успешными. Если успешных людей будет много, предположим 30%, они через определенное время поймут, какой должна быть их страна. Без всяких кровопролитных революций.
И без апокалиптических сценариев. Твои слова не кажутся мне ни утопичными, не феминистскими. У тебя не возникало конфликтов с феминистками? Не вижу в тебе никакой дилеммы, ни капли заботы о противостоянии мужчина-женщина.
Я ни на секунду не феминистка, очень люблю мужчин. Но я также понимаю, что феминизм как движение давно потерял свою актуальность. Никто уже не разбирается по сути: словечко прилепилось ко всему, что связано с деятельностью женщины. Хотя изначально феминизм – это общественное политическое движение, которое обеспечило женщинам право голоса.
В 1930–1940 годы они наконец стали голосовать почти везде. Только в Швейцарии женщины первый раз были допущены к голосованию на федеральном уровне в 1971 году – трудно себе представить!
Но сейчас феминизм меняется, мы говорим о защите женщин от насилия в семье, а вовсе не про феминизм эпохи суфражисток, выступавших за предоставление женщинам избирательных прав. Вообще, сейчас мы говорим не о полах, а о взаимоотношениях и самореализации личности Мужчина непознаваем, поэтому переделке не подлежит. Однако то же можно сказать и о женщине, с одним маленьким «но»: женщина более восприимчива к самообучению. Женщинам давно пора смотреть на мир не глазами мужчин, а своими собственными! Мужчины не должны занимать главного места в жизни женщин, быть мерилом их жизни. Ведь залог успеха не такие внешние характеристики, как молодость и красота (кстати, очень субъективные), а энергия!
Мне нравится напоминать женщинам, что важно создать свой личный образ, не имеющий отношения к потребительским стандартам, к тому, что быстро надоест, ибо это не индивидуально! Фигуру свою надо любить, по возможности корректировать то, что удастся улучшить, а то, что некрасиво или нельзя изменить, – нужно умело спрятать. Дело вовсе не в диетах! А в здравом смысле, самоиронии, гармонии с миром. Нарушать можно любые правила, в том числе и в питании, и в спорте. Всего нужно в меру, без «железных объятий фитнес-клубов» и коварных заговоров диетологов.
Мир женщины часто «зациклен» на мужчине, гораздо в большей степени, чем наоборот: ведь мужчина легче находит другую партнершу, меняет свою жизнь, проще уходит из застоявшегося и невыносимого.
Верно, мир женщины «зациклен» на мужчине. А этого как раз и не нужно! Мир шире, чем этот конкретный мужчина! Драма, переживания, буря эмоций…Что же нужно делать? Искать свои способы быстро накачивать энергию, искать свою отдушину, уходить первой – так, скажем, поступала я. Причем со скандалом, чтобы не о чем было пожалеть оставляемому мною мужчине. Ушла – и прекрасно. Тут рецептов, конечно, вот так, огульно, давать нельзя. Важно творить свою, а не чью-то чужую жизнь!
Тогда осталось только засыпать тебя блиц- вопросами в ожидании моментальных ответов! Ты боишься рисковать, теряя? И есть ли в тебе готовность пойти на жертвы?
Я фрилансер, и риск – неотъемлемая часть моей жизни. В бизнесе всегда есть риск, да и в президентской кампании я тоже рисковала, работая доцентом – еще как рисковала, вещая запрещенное в то время. Уходя от бывшего (состоятельного) мужа в никуда, наверное, тоже рисковала. Думаю, не каждой это по душе. Но в браке, в отношениях, очень важен один момент: или кайф есть, или его нет. Пожалуй, именно так: когда я чувствую, что теряю кайф, начинаю рисковать и что-то серьезно менять.
Мы любим жить, примеряя на себя интеллектуальные маски великих людей, сравнивая их максимы со своими. Какое у тебя любимое изречение?
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» – Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита» (от лица Воланда).
Красиво, емко, ярко и в противовес евангельскому «Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете» из Нагорной проповеди. А кто твой любимый художник?
Дэмьен Херст (Damien Hirst), особенно его выставка Treasures в Венеции. Эдакий цивилизационный вызов, переплетение всех культур и мифов, вперемежку с героями Диснейленда, Буддой, Нефертити… сильно на меня подействовало.
Любимой книги у тебя, по-видимому, быть не может? Хотя я вспоминаю, как ты говорила, что в 14 лет прочитала «Войну и мир» – энциклопедию русского быта, тогда уже поразившую тебя.
Так и есть. Это базовое – Толстой, «Война и мир». Все актуально – и в изменах, и в личной жизни, и Пьер Безухов, и столкновение «я и они».
Чему, по-твоему, обязательно нужно научиться в жизни?
Во-первых, напрягать свои интеллектуальные мышцы! Далее – умению говорить! Просто, избегая пресности в изложении, держа про запас козырь – главный тезис, который нужно уметь обыграть, не растекаясь мыслью по дереву. А если не знаешь, о чем говорить, то и вовсе не надо, тогда уж лучше слушать и ловить при этом кайф. Важно уметь угадывать человека. Не терять своей оригинальности. Отзеркаливать мир, отражать разные психотипы людей. Не откладывать дел на завтра, не лениться – не «болеть» прокрастинацией! И, пожалуй, неплохо научиться владеть искусством айкидо – искусством выигрывать, будучи слабее.
Список качеств и дел на все времена! Каких людей ты ценишь? Кого избегаешь?
Ценю аристократов духа, активно избегаю нуворишей.
Спою под конец: «Ну что сказать вам, москвичи, на прощание, чем наградить мне вас за внимание…» – помнишь песню? Какой вопрос тебе чаще всего задают в конце интервью?
Очень часто в конце беседы мне задают один идиотский вопрос: «Ну как вам наша Рязань?»
Эстафета принята: ну как тебе Гонконг?
Благодаря многочисленным старым друзьям и семье, проживающей здесь, Гонконг всегда поражает. Хотя за свою жизнь я немало путешествовала по Азии, жила в Токио, в Киото, в Бангкоке… Эскалаторы по холмам, небоскребы невиданной архитектуры, еда, люди, да что угодно! И постоянно всё разное, новое. Ощущение счастья!
Как легко пролетело время за разговором с тобой, Ирина, как много осталось за скобками, за кадром… Хочется напоследок узнать, кто из твоей семьи пошел по твоим следам?
Пока замечаю свои черты у Софии, дочери моего сына Данилы. К сожалению, вижу ее очень редко, раз в год, потому что живем на разных континентах. Как всем восточным людям, мне свойственна гибкость – от мамы, а от отца предалась сила характера, что
и наблюдаю в некоторых моделях поведения моей внучки. Время покажет!