Сад удовольствий VAN CLEEF and Arpels
В КОНЦЕ XIX
века
АЛЬФРЕД ВАНКлиф,
СТАТНЫЙ МУЖЧИНАс
УСАМИпо
МОДЕтех
ЛЕТ, ВСТРЕТИЛхрупкую
КРАСАВИЦУс
НЕВЕРОЯТНОЙ ТАЛИЕЙ – ЭСТЕЛЬ АРПЕЛЬС,и в 1895
ГОДУ ЖЕНИЛСЯна ней.
По официальной легенде ювелирного дома, Альфред и Эстель принадлежали к семьям, не чуждым ювелирному делу. Арпельсы занимались торговлей драгоценными камнями, а Ван Клифы – огранкой. Другие источники говорят иначе: что Эстель на самом деле звали Эстер, и что родители Альфреда не имели никакого отношения к ювелирному делу, а его отец, родом из Голландии, переехал в Париж из Амстердама и торговал постельным бельем. Зато сам Альфред действительно работал подмастерьем в ювелирной мастерской по огранке алмазов.
Как было на самом деле – достоверно сказать трудно, но так или иначе в 1895 году Альфред Ван Клиф женился на Эстель Арпельс и вместе с ее отцом – Соломоном Арпельсом – начал развивать ювелирный бизнес под общим именем Van Cleef & Arpels. Через 10 лет они открыли свой ювелирный магазин в центре Парижа.
Центр вселенной
16 июня 1906 года на знаменитой площади Вандом в доме 22 состоялось торжественное открытие бутика Van Cleef & Arpels, который существует по сей день и является флагманским магазином марки. В 2006 году, к празднованию столетия ювелирного дома, бутик был перестроен и сменил дизайн, сохранив при этом в своем облике бодрящий микс элегантности и креативности: розы ар-деко на фоне строгой отделки из дерева.
Адрес для магазина, конечно же, был выбран не случайно. Вандомская площадь – абсолютный символ роскоши в наши дни – уже тогда начинала обрастать бутиками класса lux, в которые наведывалась самая почтенная публика. Прямо напротив магазина Van Cleef & Arpels расположен пятизвездочный отель Ritz, построенный в 1896 году, – любимое место российской и европейской аристократии. В Ritz жила Коко Шанель, сюда любил заезжать Хемингуэй, здесь ужинала принцесса Диана.
“ТОЛЬКО САМАЯ
требовательная
КЛИЕНТУРА,только
ЛУЧШИЕ КАМНИ, ТОЛЬКО МАСТЕРСКИ ВЫПОЛНЕННЫЕ УКРАШЕНИЯ – ТАКОВАполитика
ЮВЕЛИРНОГО ДОМА VAN CLEEF & ARPELS.”
Только самая требовательная клиентура, только лучшие камни, только мастерски выполненные украшения – такова была политика ювелирного дома, и политика эта себя оправдала: вскоре после открытия бутика в Париже Van Cleef & Arpels открыли магазины на главных французских курортах – в Довиле, Монте-Карло, Ницце и Виши.
Двое Рене
После смерти Соломона Арпельса, отца Эстель, к управлению брендом подключились ее братья – Шарль, Жульен и Луи. Непосредственное участие в делах фирмы принимала также дочь Альфреда и Эстель – Рене Пюиссан Ван Клиф. Унаследовав от матери великолепный вкус и чутье, Рене была к тому же красавицей, блистательной светской дамой.
После трагической смерти мужа в автокатастрофе в 1926 году Рене Пюиссан стала арт-директором Van Cleef & Arpels. Серьезный пост обязывал, а у Рене не было специального образования в ювелирном деле, к тому же она не умела рисовать. Чтобы реализовать все свои задумки, которых у нее оказалось немало, был необходим партнер. Этим человеком стал ее тезка – художник и дизайнер Рене Сим Лаказ.
Тандем двух Рене – женщины и мужчины – одна из самых ярких страниц в истории Van Cleef & Arpels. За 13 лет совместной работы, с 1926 по 1939 год, они сформировали стиль марки, вывели ее в передовые эшелоны ювелирного дела и подарили миру легендарные творения.
Работали они так: Рене Пюиссан придумывала идею, а Рене Сим Лаказ отрисовывал ее на бумаге. Затем Пюиссан дополняла ее деталями, Лаказ же дорабатывал рисунок. Многие украшения, выполненные двумя Рене, и по сей день среди главных бестселлеров бренда.
Легенды Van Cleef & Arpels
В коллекциях Van Cleef & Arpels столько прекрасного, что всего и не перечислишь. Но главными темами для вдохновения всегда были цветы, птицы, путешествия, экзотические страны, танцы, сказки и, конечно, любовь.
Cadenas
Одной из новаторских задумок Рене Пюиссан стали женские часы-замок Cadenas, символ единства и нерушимого союза двух людей. В начале ХХ века женщинам носить часы было «не комильфо». При этом ориентироваться во времени все же было нужно… На выручку пришел элегантный браслет-замок со встроенным циферблатом, не привлекавшим внимания посторонних глаз. Маленькая хитрость в дорогой оправе.
Passe-Partout
Универсальное колье-трансформер Passe-Partout – еще один хит марки, созданный в конце 1930-х для удобства женщин. Благодаря крупным цветочным клипсам, гибкую золотую змейку Passe-Partout можно было варьировать по длине, превращая в чокер, короткое ожерелье, длинное колье, а также носить как браслет или использовать в качестве пояса.
Manchette
Идея многофункциональности широко использовалась в украшениях марки. Например, для главного редактора Harper’s Bazaar Дейзи Феллоуз ювелирный дом выпустил браслеты с бахромой из изумрудных бусин и бриллиантов – Manchette. При желании два браслета трансформировались в экзотическое колье в египетском стиле.
Zip
Говоря о знаковых творениях Van Cleef & Arpels, нельзя не упомянуть колье Zip. Идея создания этого ироничного колье в форме zip-молнии принадлежит герцогине Виндзорской, в коллекции которой было множество украшений бренда. В конце 30-х годов она поделилась мыслью о колье Zip с Рене Пюиссан. Однако из-за войны это колье впервые увидело свет только в 1950-х. С тех пор его выпускали в самых разных вариациях, но оно всегда остается неизменным в своем игривом стиле: в зависимости от настроения хозяйка такой вещицы может сама решать, насколько «глубоко» ей хочется расстегнуть «молнию» сегодня.
Menaudière
Во времена Рене Пюиссан появилась и еще одна настоящая легенда – несессер Menaudière («Жеманница»), выпуск которого начался в середине 30-х годов. Эта небольшая сумочка в жестком корпусе выполнена с использованием драгоценных металлов и камней. В ней предусмотрено все необходимое для выхода в свет: пудреница, помада, расческа, портсигар, зажигалка и отделение для денег и пригласительных билетов. Придумал этот незаменимый для светских дам аксессуар Шарль Арпельс, дядя Рене Пюиссан. Однажды на приеме он заметил, что его знакомая пользуется вместо сумочки металлической коробкой из-под сигарет Lucky Strike. Бинго! Так родилась идея, быстро нашедшая свое воплощение в supreme elegance.
Арпельсы без Ван Клиффов
Трагические события Второй мировой войны унесли жизнь Рене Пюиссан Ван Клифф. В 1942 году бразды правления ювелирным домом перешли к ее племянникам, переехавшим в США. На этом эпоха Ван Клиффов закончилась. Остались лишь Арпельсы.
Но творческий гений не угас. Напротив, стартовав с хороших позиций, он лишь набрал обороты. Во второй половине ХХ века марка Van Cleef & Arpels создала множество великолепных украшений –
как для постоянных коллекций, так и выполненных на заказ.
“ГЛАВНЫМИ ТЕМАМИ
для
ВДОХНОВЕНИЯв коллекциях
VAN CLEEF & ARPELSвсегда
БЫЛИ ЦВЕТЫ, ПТИЦЫ,
ПУТЕШЕСТВИЯ, ЭКЗОТИЧЕСКИЕстраны,
ТАНЦЫ, СКАЗКИи, конечно,
ЛЮБОВЬ.”
Среди «громких» творений этого периода:
– великолепный сет для индийской махарани княжества Барода – серьги и колье Baroda – бриллианты и подвешенные колумбийские изумруды грушевидной огранки, предоставленные из сокровищниц княжества;
– серьги Eventeil («Веер») из платины и бриллиантов для иранской шахини Сорайи;
– свадебный подарок от князя Ренье III
принцессе Монако Грейс – колье с тремя нитями жемчуга и подходящие к нему браслет, серьги и кольцо;
– бриллиантовая диадема и колье для Барбары Хаттон;
– настольные часы из желтого золота и яшмы – подарок президента Франции художнику Пабло Пикассо.
Haute jewellery
На рубеже веков марка Van Cleef & Arpels перешла в собственность группы Richemond. Новый капитал ознаменовал новые времена. В 2000-е годы Van Cleef & Arpels стали выпускать серии произведений высокого ювелирного искусства – невероятные коллекции на фантазийные темы, над которыми высокопрофессиональные ювелиры работают в течение нескольких лет. Стоимость подобных «музейных» экспонатов исчисляется сотнями тысяч и миллионами долларов.
Magic Alhambra
Но наряду с haute jewellery ювелирный дом по-прежнему производит коллекции, относительно доступные.
С 1968 года Van Cleef & Arpels выпускает свою знаменитую серию Magic Alhambra: нежный четырехлистный клевер – на счастье. Первым украшением в этой серии стало длинное колье-сотуар. За ним последовали серьги, браслеты, кольца и часы, выполненные в простой, но изысканной стилистике и в самых разных вариациях металлов и камней.
Вот уже 50 лет четырехлистный клевер разлетается по всему миру, даря своим хозяйкам счастье, удачу и мечты о волшебстве: плыть по синему сапфировому небу, окунаться в прозрачные облака, чувствовать кожей бриллиантовые капли, а затем расправить крылья и грациозной феей устремиться вниз. Приземлившись на изумрудную лужайку, порхать, перелетая с цветка на цветок, утопая в сочной зелени и ярко-рубиновых пионах и розах. Пересчитывать листочки перламутровых клеверов-четырехлистников, смеяться, вдыхать их чудесный аромат – это и есть счастье, запечатленное в работах Van Cleef & Arpels.