TOPУкрашения

Bvlgari: история Дома и коллекции Serpenti

Bvlgari, Shanghai
Bvlgari, Shanghai
Выделить главное
вкл
выкл

Представьте — вам приснилась змейка. Страшно? Удивлены? Интересно? А может быть в вас на весь день поселилась покорность перед ее гипнотически плавными движениями?

Древний и загадочный, образ змеи вызывает спорные эмоции и волнует. Возможно потому, что в христианской традиции змий неразрывно связан с грехопадением. При этом не многим известно, что в Древнем Риме он олицетворял отнюдь не утерю целомудрия, а напротив — молодость, плодородие и вечное обновление.

Сегодня в мире высокого ювелирного искусства образ змеи неразрывно связан с домом Bvlgari, но как родился этот необычный союз? Почему выбор мастеров пал на этот неоднозначный образ и как удалось создать коллекцию, соблазнившую искушенную голливудскую диву?

ГРЕЧЕСКИЕ КОРНИ

Самый итальянский из всех ювелирных домов, хранитель богатейшего римского наследия, дом Bvlgari был основан вовсе не итальянцем, а греком. Талантливый ювелир Сотириос Булгарис родился в маленькой деревне Парамитья на северо-западе Греции. Он был единственным выжившим из 11 детей, и все чаяния семьи были сосредоточены на нем.

Его родной регион Эпир в течение нескольких поколений славился искусными мастерами серебряных дел. В те времена именно этот металл считался самым благородным материалом для украшений, а золото не имело особой ценности. Подобно своим предкам, Булгарис учился ювелирному делу у отца, и с ранних лет проявлял яркий художественный и предпринимательский талант.

При этом родная деревня Сотириоса постоянно страдала от турецких поджогов, и семья была вынуждена отправиться на поиски более спокойного места для жизни. Сначала Корфу, потом неудачная попытка открыть свой магазин в Неаполе и, наконец, в 1881 году — Рим. Именно Вечный город станет идеальной оправой для блестящего таланта Булгариса.

ВИА ДЕ КОНДОТТИ

Через три года после переезда, в 1884, Сотириос основывает ювелирную компанию. Тогда же он открывает свой первый римский бутик в самом центре города на Via Sistina. Здесь продают антиквариат и великолепные ювелирные изделия из серебра.

Первые творения под маркой Bvlgari сочетают в себе элементы византийской и исламской традиций с аллегорическими цветочными и растительными мотивами. Благородные и изысканные украшения становятся особенно популярны у британских аристократов и буржуа, совершающих традиционный Grand Tour по Европе.

Так к Сотириосу приходит заслуженный успех. Популярность изделий растет, и талантливый грек принимает практичное решение — меняет имя на итальянский манер. Теперь он — Сотирио Булгари.

ХРАМ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА

В 1905 к ювелирному бизнесу присоединяются сыновья Сотирио — Константино и Джорджио. Предпринимательским талантом явно обладают все члены семьи Булгари. Вместе они открывают знаменитый бутик на Via dei Condotti, 10 и называют его «Лавка древностей» («Old curiosity shop») так же, как и бешено популярный тогда роман Чарльза Диккенса.

Ставка на знакомое название сработала, и в магазин потянулись многочисленные туристы из Британии и США. Бутик становится настоящей меккой для тех, кто знает толк в утонченной красоте.

Здесь продаются не только серебряные изделия со средиземноморскими мотивами авторства Сотирио Булгари. В «Лавке древностей» можно найти посуду и антиквариат. Кроме того, желая привлечь больше покупателей, хозяин магазина начинает использовать в своих украшениях яркие драгоценные камни.

В 1932 году Сотирио умирает, и дело всей его жизни полностью переходит к сыновьям. И они явно не собираются довольствоваться отцовскими достижениями. С рвением, достойным основателя, братья принимаются за работу.

К апрелю 1934 они полностью обновляют и расширяют магазин на Via dei Condotti. Розовый и бежевый мрамор, которым они оформляют бутик, впоследствии станет визитной карточкой для бутиков Bvlgari по всему миру. Тогда же, подчеркивая римское происхождение компании, братья обновляют логотип бренда. В названии появляется буква V, которая в классическом латинском алфавите читается как U.

За более чем 130 лет существования, компания Bvlgari откроет десятки бутиков по всему миру, но именно великолепный магазин на Via dei Condotti остается флагманом сети и подлинным храмом высокого ювелирного искусства.

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО HAUTE COUTURE

Братья Булгари точно понимали: чтобы войти в историю недостаточно мастерства. Компания должна иметь свое уникальное лицо. Константино и Джорджио поднимают планку на самый высокий уровень — отныне Bvlgari специализируется на произведениях высокого ювелирного искусства — haute joaillerie.

В 1920-1930-е годы в моде главенствует ар-деко. На смену серебру приходит платина. Тон задает французская ювелирная школа. Творения братьев Булгари того периода — настоящие модернистские шедевры: монохромные доминирующие бриллианты как основной фон, крепления из платины, ожерелья-сотуары, длиной более 70 см, браслеты, которые с изысканной небрежностью тогда носили на обеих руках — все строго и очень изящно. Один из братьев — Джорджио особенно привязан к разноцветным драгоценным камням. Он часто использует их в крупных украшениях, уравновешивая их броскость строгими геометрическими формами.

Новаторский подход, который и дальше будут связывать с именем Bvlgari в это время читается и в оригинальной конструкции украшений. В 1930-е появляется легендарная брошь-трансформер, которая сегодня считается иконой ювелирного дела.

Центральная часть украшения — цилиндр, усыпанный мелкими бриллиантами в технике паве. Доминанта — крупный бриллиант огранки багет. Две боковые части броши щедро украшены рубинами огранки кабошон. И главный секрет — брошь можно разделить на три отдельные части и боковые рубиновые клипсы носить отдельно.

Brooch / Triple Clip set with diamonds and rubies, ca 1930.
Brooch / Triple Clip set with diamonds and rubies, ca 1930.

Украшения с мотивами ар-деко укрепляют успех и популярность дома Bvlgari, но опять же братьям явно недостаточно лишь следовать за модными парижскими тенденциями. Они ищут то, что станет визитной карточкой компании и навсегда впишет её в историю ювелирного искусства haute couture.

Snake bracelet in gold with jade, rubies and diamonds, 1968. Photo credit: Studio Orizzonte
Snake bracelet in gold with jade, rubies and diamonds, 1968. Photo credit: Studio Orizzonte

ЗМЕИНЫЙ ДЕБЮТ

Время уникальной находки близится. После окончания Второй Мировой войны люди, уставшие от тягот и лишений, вынуждены довольствоваться практичными вещами, но сердца их тянутся к роскоши. Проницательные братья Булгари чувствуют настроения, витающие в воздухе. В поиске вдохновения для создания украшений нового времени они обращаются к бессмертным образам древности.

Говорят, что на создание главного послевоенного шедевра Bvlgari их вдохновил образ египетской царицы Клеопатры, легендарной соблазнительницы, чьи руки были обвиты браслетами в форме змей.

В конце 1940-х Bvlgari представляет новую коллекцию Serpenti. В переводе с итальянского «Serpenti» — это «змеи». Главным шедевром становятся изысканные золотые часы. Подобно гибкому телу змеи, браслет несколько раз обвивает запястье, покоряя естественной плавностью линий. Эти часы мгновенно стали культовыми и положили начало многолетней «змеиной» теме в украшениях Bvlgari.

Объяснить этот успех несложно. Во-первых, в часах Serpenti удивительным образом сочетались практичность, уместная для конца 1940-х, и изящество высокой ювелирной моды, по которой так соскучились люди. Во-вторых, в одном изделии сочетались сразу две уникальные новинки от Bvlgari — это сам дизайн Serpenti в виде змеи и браслет Tubogas, также ставший каноническим. Ему стоит уделить особое внимание.

ГАЗОПРОВОД КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ

Чтобы повторить изящную гибкость змеиного тела, мастера Bvlgari обратились к ювелирной технике, изобретенной еще в конце XIX века.

Вдохновением для ее создания стала оплетка газовых труб, которую использовали в то время. «Tubo gas» с итальянского так и переводится — «газопровод».

Длинные полосы драгоценных металлов оборачиваются вокруг медного, стального или деревянного каркаса без спайки. Скрученные спиралью, округлые контуры полос плотно цепляются друг за друга, образуя сплошную форму. После завершения работы каркас вынимают или растворяют в кислоте. Эта техника требовала много времени и огромного мастерства, но результат оправдал все усилия. Гибкость металлических лент придала браслету Tubogas плавность линий и позволила «оживить» искусительницу-змею.

СОБЛАЗНЕННАЯ ЭЛИЗАБЕТ

Как вместе, так и по отдельности, браслет Tubogas и дизайн коллекции Serpenti быстро стали популярны. Мастера дома экспериментировали с различными металлами, сочетаниями драгоценных камней и самоцветов, но змее- искусительнице было мало обычного успеха. Для своего сокрушительного триумфа она выбрала одну из самых экстравагантных звезд своего времени — несравненную Элизабет Тейлор.

В 1962 году звезда случайно зашла в римский бутик Bvlgari и буквально потеряла голову, увидев часы из коллекции Serpenti. Браслет Tubogas из желтого золота, хвост и голова — из платины, глаза — изумруды, а часовой механизм изящно спрятан внутри змеиной головки. Украшение так понравилось актрисе, что она отказалась расставаться с ним даже во время съемок «Клеопатры». Элизабет удалось убедить всех, что роскошная змея, плавно поднимающаяся по руке, идеально подходит образу египетской царицы.

Еще до выхода фильма в прокат, актриса приняла участие в фотосессии в поддержку картины. На ее руке красовались часы Serpenti и спрос на них мгновенно взлетел. Это был триумф, который навсегда связал имя римского дома Bvlgari с образом чувственной змеи.

Что до Элизабет Тейлор, ее муж Ричард Бартон любил повторять: «Элизабет знает только одно итальянское слово, и это — Bvlgari».

Он точно знал о чем говорит, ведь в итоге коллекция актрисы насчитывала более 300 украшений знаменитого итальянского бренда.

ВЕЧНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ

С тех пор ювелиры Bvlgari постоянно обращаются к образу змеи, выпуская обновленные коллекции Serpenti. Не изменяя стремлению к новаторству, они используют разнообразные камни и материалы, в их руках драгоценные змеи послушно извиваются, замирая на шеях, пальцах и руках обладательниц.

Современные дивы тоже с удовольствием поддаются соблазну: Эми Адамс, Джессика Бил, Каролина Куркова, Шарлиз Терон, Наоми Уоттс — вот далеко не полный список блистательных звезд, покоренных магией Serpenti. Ну а канонические часы-браслеты и сегодня остаются одними из самых желанных лотов на мировых аукционах. В последнее десятилетие они становятся все более популярны у коллекционеров и продаются на 75% выше оценочной стоимости.

В 2011 году часы Serpenti из желтого золота и бриллиантов, принадлежавшие Элизабет Тейлор, были проданы на аукционе Christie’s в Женеве чуть меньше, чем за миллион долларов. А уже в 2015-м другие винтажные Serpenti ушли более, чем за 1,4 млн долларов.

И можно даже не смотреть в сонник — змейка от Bvlgari точно предрекает красивую и богатую жизнь.


Автор: Юлия Кокшарова