КиноКультура

ШОТЛАНДЕЦ В РОССИИ, или Московская сага Брайана Кокса

Brian Cox in Russia
Brian Cox in Russia
Выделить главное
вкл
выкл

Ведь лишь по отраженью наших взоров Во взорах тех, кого мы созерцаем,
Мы познаем себя. Понятно все!Уильям Шекспир
«Троил и Крессида»

Мы встретились в Playground Theatre в Лондоне после спектакля израильского писателя Джошуа Собеля «Грешники». Брайан Кокс – режиссер, продюсер и основная двигательная сила постановки. В главной роли – его жена Николь Ансари, присоединившаяся к беседе. Как-то само собой получилось, что мы сразу же заговорили с Брайаном о жизни русских эмигрантов. Его интерес к выходцам из России – неподдельный, как и интерес к самой России. Мне даже не пришлось задавать этот вопрос, ведь Брайан был первым (после Эдварда Гордона Крэга, работавшего со Станиславским еще на заре ХХ века) британским актером и режиссером, который приехал в 1980-е в Москву и вел занятия по актерскому мастерству по приглашению МХАТа и лично Олега Ефремова. Кто был в числе его учеников? С кем он был тесно связан или близко знаком по актерскому цеху?

Nicole Ansari, Brian Cox, Olga Roh
Nicole Ansari, Brian Cox, Olga Roh

На родине Брайан стоял во главе Королевского Шекспировского театра и признан лучшим Королем Лиром. Он сыграл патриарха в сериале «Наследники», Черчилля в одноименном фильме 2017 года, Ганнибала Лектора в «Охотнике на людей», а также снимался в фильмах «Идентификация Борна», «Храброе сердце», «Троя» и многих других. При этом Брайан – шотландец.

Брайан, у нас русскоязычный журнал, поэтому мой первый вопрос: ваши впечатления о России 1980-х?
Б: Тогда всё было совсем по-другому: я приехал в СССР, и простое желание нормально жить было очень трудно реализуемо, начиная с самого банального, базового – с питания! Мы, творческие люди, собирались в основном на кухнях, в квартирах у друзей, в лучшем случае круг точек общественного питания включал всего несколько адресов: помню кавказский ресторан с таким ужасным расплюснутым цыпленком-табака! Еще ресторанчик грузинской кухни напротив Новодевичьего монастыря. Кажется, он до сих пор там… При этом я с теплым чувством вспоминаю то время – эпоху бурления и перемен, мне близки демократические идеи и идеалы. Я вовсе не приверженец монархии – это мне настолько чуждо, что меня можно назвать ее ярым противником. Возможно, потому что я шотландец? В свое время я был в восторге от Горбачева. Для нас открытие границ означало начало общения и отвечало чаяниям людей – им хотелось на волю, хотелось зримой свободы. Это ощущалось как желание демократического управления государством.

Brian Cox in Russia
Brian Cox in Russia

Что вас разочаровало, оказалось не так, как представлялось в запале?
Б: Я был в шоке от того, что простые люди, которые мирно трудились всю свою жизнь, копили на черный день, вдруг потеряли все средства к существованию, свои накопления. Тяжелое было время. Но одно можно сказать с уверенностью – я помню, как всё начиналось…

Кого из русских театральных звезд вам посчастливилось повстречать?
Б: Будучи еще совсем молодым человеком, я повстречался с Алексеем Грибовым, одной из театральных звезд первой величины русского МХАТа. Великий актер школы Станиславского! В Лондоне он играл в «Мертвых душах», и его нелюдимый Собакевич производил очень сильное впечатление на местных зрителей. Или вот еще одно соприкосновение с поистине великим русским актером – Иннокентием Смоктуновским. Я видел его в «Мертвых душах» и «Идиоте» в постановке гениального Товстоногова. Это был прекрасный творческий союз. Мне посчастливилось лично быть знакомым со Смоктуновским. Вот так, через театр, я постепенно стал русофилом! А в 1986 году началась моя собственная русская эпопея, моя одиссея!

Вот об этом мне бы очень хотелось поговорить отдельно! Ведь вам удалось сделать немыслимое – в годы «до начала всего» вы отправились в личную русскую одиссею!
Б: Так получилось, что я повстречал Олега Ефремова, Олега Борисова и Анастасию Вертинскую в летней школе Академии британско-американской драмы в Оксфорде, куда они были приглашены. Студенты Ефремова ставили «Дядю Ваню» Чехова. Это был академический урок по классу Станиславского, представьте себе мой восторг! Где бы я такое еще увидел? Олег Ефремов предложил мне (не без некоторого давления с моей стороны) вести мастер-класс по Шекспиру в театре-студии в Московском художественном театре.

В тот же вечер я лично познакомился и с красавицей Анастасией Вертинской, а надо вам признаться, что в ее Офелию, увиденную мною гораздо раньше в кино, я был без памяти влюблен! А тут она – собственной персоной, девушка мечты, с самыми невероятными раскосыми кошачьими глазами! Казалось, что время не властно над такими красавицами!

Кстати, если вы меня спросите, знаю ли я ее отца-шансонье, я отвечу утвердительно и добавлю, что ходил на его могилу на Новодевичьем кладбище через день! Я хорошо знал Сашу Калягина, потрясающего и очень разнопланового актера. Ну а ныне звездный Владимир Машков? Он теперь стоит во главе «Табакерки» им. Олега Табакова и был одним из моих учеников. Ирина Апексимова, ныне директор театра на Таганке, тоже была моей студенткой. Тогда только восходила звезда многообещающей актрисы Валентины Якуниной. К сожалению, она рассталась с актерской карьерой, поменяв ее на казавшееся тогда счастливым замужество с англичанином (режиссером-документалистом Ричардом Дентоном. Снял в 1980-е известный сериал о жизни в СССР «Comrades». Брак Дентона и Якуниной закончился скандальным разводом. – Прим. ОR). Для меня она навсегда останется трагической фигурой. Несостоявшейся звездой, замечательной актрисой. А ведь ее ценил не только я: Олег Ефремов считал Валентину очень талантливой актрисой!

На каком языке вы работали со студентами?
Б: На английском через переводчика, а иногда нужен был и язык жестов. Играли актеры на русском. Но мы говорили: «Правда есть правда на любом языке!» В русском для меня есть ключевые выражения, без которых общение, как мне представляется, было бы невозможно: «хорошо», «плохо», «точка», «начинаем» и мое любимое «еще раз»!

Каково было начинать в России ваш мастер-класс при театре-студии МХАТа?
Б: Сначала я очень переживал, что не смогу справиться со своим делом из-за незнания русского, да и вообще столько навалилось вопросов, включая бытовые. Как начинать, если до меня этим никто не занимался, кому задавать вопросы, что нужно делать? Олег Ефремов же ни на минуту не сомневался в успехе предприятия и нашел прекрасного переводчика. Студенты тоже немало поволновались, когда узнали, что будут работать с английским профессором. Когда меня представляли студентам, конечно, объявили как англичанина, на что я тотчас же возразил: я – шотландец! Знаете, мы, кельты (шотландцы, ирландцы), в отличие от англичан, сразу же легко находим общий язык с русскими.

Национальная особенность?
Б: Возможно, в этом что-то есть! Но со мной это именно так: я легко нахожу общий язык с русскими. Происходит моментальное подключение друг к другу! Так или иначе, я начал в 1986 году и проработал около 2,5 лет в Москве. Незабываемой оказалась не только наша работа над текстами Шекспира, но и постановка по пьесе Артура Миллера «Суровое испытание», экранизированная еще в 1957 году во Франции под названием «Салемские колдуньи». При непосредственной поддержке Олега Табакова я продолжил свою деятельность в Москве, работая именно над этим спектаклем. В связи с этим не могу не подчеркнуть, насколько предвзято судили о России во времена раздутого до предела мифа холодной войны, в том числе и я сам до знакомства с Россией настоящей!

Этот миф был настолько внедрен в сознание средствами массовой информации, что лишь языком искусства, будь то театр, балет, музыка, изобразительное искусство, только культурным обменом можно было достичь понимания между нашими народами.

Я получил прекрасный урок против предубеждений. Мне посчастливилось поездить по стране, я бывал в доме-музее Чехова в Мелихово, ездил в Санкт-Петербург и был просто потрясен искусством Репина, не мог оторваться от его полотен в Русском музее. Это было для меня временем трансформации. Россия оказала на меня огромное влияние.

Кто вам еще запомнился из русских актеров?
Б: Гениально сыгранный Олегом Борисовым эгоцентрик, теряющий человеческое лицо и распадающийся на молекулы, в «Кроткой» по Достоевскому. Невероятно, потрясающе! И, конечно, хочу отметить Евгения Миронова, которого видел в постановке в Нью-Йорке. Евгений тоже должен был играть в моей группе студентов, но Табаков не позволил ему уходить из своей труппы. «Он не разрешил уйти к вам! Не отпустил меня…» – говорил мне позже Евгений Миронов. Да, это великолепный актер, и я видел, как он играет и как глубоко подходит к роли! Я всегда знал, что он очень далеко пойдет в своей карьере, без сомнений, его можно считать великолепным актером-самородком. А теперь он еще и худрук Театра Наций в Москве и крайне востребованный актер кино. Вы же стояли на переднем фронте развития дружеского культурного обмена между нашими странами. Что было после того, как вы уехали из Москвы? Б: Группа моих студентов побывала в Англии, так начались и другие студенческие обмены театральных коллективов, а чтобы не стать слишком русскоцентричными, мы работали со студентами и труппами театров других стран. Я же вернулся в Англию и стал играть Короля Лира в Национальном театре в постановке Деборы Уонер. С этим спектаклем мы побывали в мировом турне.

Вы удостоились премии лучшего актера Англии за эту постановку и интерпретацию Лира в 1988 году.
Б: Да, это был очень важный год в моей жизни. Но я с огромной нежностью мысленно возвращаюсь к тому нашему дипломному спектаклю в Москве в присутствии официальных лиц, коммунистов до мозга костей. Помню двоих поименно – Виталия Виленкина (кстати, он был пресс-секретарем, то есть на побегушках у Немировича-Данченко и Станиславского: носил их записки друг к другу, так как они не общались между собой по-другому!) и Владислава Бородинского. От них обоих я ничего хорошего, кроме разноса не ожидал, а они меня удивили: «У нас уже проводились такие эксперименты, но заканчивались полным провалом. Но на этот раз мы должны признать полный и явный успех вашего предприятия!» «В будущем такие обмены должны быть, и эта работа была лучшей из всего, что мне удалось увидеть за последние 30 лет существования нашей школы…» (Брайан вытирает слезы, расчувствовавшись.) Мне было очень приятно, что на тот спектакль пришли даже пожилые актрисы, которые давно ушли на пенсию и уже не служили в театре, но посчитали важным увидеть нашу постановку.

Существует ли, по вашему мнению, какая-то особая русская душа? А если нет, то что есть, что стоит особняком и так отдаляет русских от других народов? Или что объединяет?
Б: Я уже говорил, что меня объединяет с русскими страсть, желание познавать. В русских я вижу маниакальную любовь к драме, трагедиям всякого рода, без этого их жизнь просто не полноценна! Нужны страдание и… вера в то, что всё – авось! – будет хорошо. Как-то мой молодой русский студент определил отличие русского от английского актера, и оно еще в большой степени применимо к национальным характерам: «Английские актеры не доходят до глубины своей души»! Да, безусловно, он был прав, ведь от англичанина требуется не глубина, но умение держать себя в руках и поверхностное суждение о капризах климата!

Если российский режиссер пригласит вас на работу в кино…
Б: Я соглашусь, не задумываясь! Только пусть это будет чем скорее, тем лучше! Мне посчастливилось стать популярным актером и иметь коммерческий успех. Но то, что дает мне энергию и желание работать, придавая смысл моей жизни, – это сердце и правда, которую я вижу как цель театра в точности по шекспировскому Гамлету – «держа зеркало перед природой!» Ведь смыслы великих театральных произведений в том, что они построены как живые существа, подверженные метаморфозам и интерпретациям. Казалось бы, мы живем в мире, где все лгут, и как тут быть хранителем правды? Именно поэтому мы и взялись за пьесу «Грешники» Джошуа Собеля, поставив ее в маленьком театре Playground Theatre. По моему убеждению, маленькие театры – это стержень английского театрального искусства.

Nicole Ansari
Nicole Ansari

Николь, ты потрясающе выглядишь, ни следа усталости после вчерашней премьеры. А ведь ты сыграла роль тяжелейшую – агонию женщины в последнюю ночь перед казнью! Эту ночь на месте казни она должна простоять, закопанная по пояс в каменном мешке, а рядом с ней по чудовищному закону демонического суда собирает камни ее любовник, выдавший их связь. И она подарит ему прощение. Такая расправа с женщиной за любовь до сих пор легальна во многих странах. Николь, ты сыграла на одном дыхании, до ледяного озноба у зрителей, когда время перестает быть ощущаемой единицей, когда считаешь минуты, оставшиеся у твоей героини до утра исполнения приговора.
Н: Спасибо! Эта роль для меня была не лицедейством на театральных подмостках, а пережитым отчаянием в сопереживании моей героине. Хочешь, я тебя удивлю? Я выросла в Германии, но наряду с немецкими, иранскими и польскими у меня есть еще и мощные русские корни! Моя прабабушка была русской, выглядела очень аутентично: круглолицая, с высокими скулами, голубыми глазами.

Может быть отсюда такая глубина исполнения! Должна отметить, что ты сыграла в традициях лучших русских драматических актрис. Я так и подумала, что у тебя есть какая-то внутренняя связь с русскими, невозможно передать, но это ощутимо. Какое-то у тебя по-цыгански сильное притяжение!
Н: Неужели ты почувствовала? По матери у меня в роду поляки и румынские цыгане!

Тогда ты рождена для сцены!
Н: Да, моя жизнь – на сцене.

То, что происходит в странах, где так жестоко расправляются с преступлением, которое в западном мире давно таковым даже не считается, просто несопоставимо с самим образом русской женщины – очень эмансипированной и свободной. Помните, мы же и «коня на скаку остановим, и в горящую избу войдем…» Какой тут грех любви и какая расправа камнями! Для нас эта история невозможна, и тем более жестокой и несправедливой предстает она перед русским зрителем: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда!»
Б: Эта казнь забиванием камнями, как и вообще спектакль «Грешники», – и метафора, и аллегория: не всегда женщину убивают в буквальном смысле камнем. Например, Эми Уайнхаус я вижу как именно уничтоженную «камнями», ведь над человеком можно надругаться, просто отняв у него свободу и правду. Всего лишь за то, что женщина позволяет себе выступить со своей идеей и своей правдой!

Брайан, вы играли с такими легендами, как Питер О’Тулл, Лоуренс Оливье. Как это – работать с великими актерами?
Б: Питер! В моей актерской жизни был забавный эпизод, когда я играл в «Трое» и должен был убить героя О’Тулла. Мне пришлось долго сидеть и ждать своей очереди, в гриме, при полном параде, вооруженным, со штыком, время шло, я был давно готов и очень нервничал. Когда, наконец, мы приступили к съемкам этого эпизода, Питер был обезоруживающе прекрасен: «Ну, как там ваши нервишки?» А я уже не мог себя держать в руках, разумеется, страшно волнуясь. А вот вам другая актерская байка. Мы играли в телевизионной постановке «Короля Лира» с Лоуренсом Оливье, который, кстати, играл Лира еще задолго до того, как его сыграл я! Ах, каким он был – хитрая старая лиса… Сидит с такой миной и говорит: «Никто не видел Майкла Хортона? Он такой прекрасный актер, никто его не видел?» А я подумал, что постепенно забываю свою роль. «Ну и как, никто не видел Майкла Хортона? Он вот всегда знал свою роль, каждую строчку. Как ты говоришь, тебя зовут?!» Это был демон на съемках!

Брайан, как вы держите себя в такой прекрасной физической форме? Как же трудно вписать вас в облик грузного, неподвижного Черчилля, которого вы сыграли с такой долей правдоподобности, что многие его представляют себе только в вашем исполнении! Невозможно поверить, когда с вами разговариваешь, что вы сегодня и Черчилль в фильме были одного возраста! У вас внешняя разница в десятилетия! Что вы делаете, чтобы выглядеть так молодо?
Б: Честно говоря, приятно это слышать, но ничего особенного в своей внешности не примечаю. А если что-то и есть, то это часть моей профессии, ну и еще здоровье берегу: так как у меня диабет, я питаюсь здоровой пищей и веду разумно- здоровый образ жизни. Помогает и железная дисциплина! Всегда держу за правило не выносить свои личные проблемы и личную жизнь за порог дома, а моя роль и работа всегда доминируют над моей личностью. Я отнюдь не живу в изолированном мире, в коконе, нет! Я придерживаюсь диеты, живу здорово, впрочем, никогда не успеваю за энергией и драйвом молодой жены – то йога, то пилатес… У нее персональный тренер-женщина, они занимаются по скайпу, в любое время дня и вечера, где бы мы ни находились, а иногда и я к ним присоединяюсь.

Я не хочу быть стариком, люблю интересных собеседников, это меня поддерживает здоровым в ментальном плане. В возрасте необходимо оставаться активным и интересоваться событиями в мире, ведь всё вокруг очень важно, ты часть вселенной, значит, должен вариться в этом и понимать, как реагировать на происходящие события.

Я все время слушаю радио, читаю, анализирую. Учу роли наизусть – это тренирует память. В молодости я перечитал всех значимых, в том числе и русских, классиков. Достоевский и Шекспир стали самыми главными маяками в моей жизни, и тут я процитирую слова ведущей актрисы Театра им. Горького в Петербурге Алисы Фрейндлих, с которой был дружен в России: «Играя в пьесах, мы понимаем, что, например, Достоевский несет тебя на ладони, а плохого писателя ты вытягиваешь на своем горбу». Замечательно сказала, да?! Шекспир для меня – основа всех основ, база для всех писателей. Все основано на его творчестве. Шекспира я боготворю. Вот и все мои секреты!

Что делает вас счастливым?
Б: Моя потрясающая, красивая и умная жена, которая не дает скучать, которая не исключает меня из своего мира, а полностью интегрирует в свою жизнь! Это бодрит и делает безмерно счастливым! Именно она познакомила меня с замечательной пьесой, которую мы поставили в Лондоне и которую надо смотреть, ведь невыносимо тяжело понимать, что в наше время происходит вокруг. Николь не просто жена и мать двух моих сыновей, а еще потрясающий друг и соратница. Хорошая жена вызывает у мужчины счастливую улыбку, а не горестные мысли. Жена – это ключ к твоей системе, она в каждой клетке своего мужчины. Иногда столь интенсивное проникновение очень сложно, может быть даже устрашающим для «сильной» половины. Такая женщина всегда готовит некий вызов для мужчины, раздвигает границы обыденного!
Н: Что-то мне даже страшно от того, как ты меня описываешь!

Nicole Ansari, Brian Cox
Nicole Ansari, Brian Cox

Мне кажется, что мужчина с любимой женщиной никогда не скучает. Это так? Вам никогда не бывает скучно, верно?
Б: Боже мой, какое там «скучно»! Ни минуты, прожитой впустую! Но удивительно и другое: когда Николь работает, она спокойна и сконцентрирована. С ней приятно, потому что она умеет слушать и переводить мои мысли на правильный чувственный лад. А это в нашем актерском деле очень важно!
Н: У нас с Брайаном есть только одно небольшое расхождение во взглядах: дело в том, что он начинает быть беспокойным, когда не работает. Это для него невыносимо – не работать!

Вот и отлично: значит, мы подошли к нашей главной теме! Что было достигнуто вами до знакомства с женой?
Б: Я всегда был человеком амбициозным, на сто процентов. Это оказалось ядом для моей предыдущей семьи. От моего драйва пострадала моя первая жена, которой пришлось идти на многие уступки и жертвы, принимая меня таким, каким я был тогда… Но [после развода] моя жизнь вышла на другой виток. Я стал мудрее и снисходительнее.

Brian Cox, Nicole Ansari
Brian Cox, Nicole Ansari

Николь, что есть в Брайане, чего не было в других мужчинах? Ты ревнуешь?
Н: Всё – он уникальный человек и потрясающий мужчина! Я так говорю не для красного словца! Несмотря на возраст, который лично для меня в моем муже неощутим, многие женщины засматриваются на него и кокетничают с ним. Недавно на церемонии SKY TV What’s Next Tate Modern ко мне подходит замечательно красивая индианка британского происхождения, смотрит на Брайана и говорит: ну до чего же он горячий парень! Мне пришлось ей сказать: «Милая, я знаю, ведь ты говоришь о моем муже!» Ей было очень неловко, зато как было приятно мне! А еще мы очень гордимся нашими мальчиками, которые тоже будут актерами и знают эту жизнь не понаслышке: их первый выход на красную дорожку состоялся в четыре года! А сейчас это уже огромные «шкафы» ростом 190 см! Им и легче, и тяжелее: мы с Брайаном были первопроходцами в наших семьях, а они должны быть результативнее, чтобы не услышать в свою сторону насмешливого «Это же сыновья Брайана Кокса»…

На каких языках вы говорите в семье?
Н: С детьми мы разговариваем по-английски и по-немецки, с Брайаном – по-английски.

Николь, как вы пришли в театр?
Н: Я оказалась в швейцарском Золотурне, потом в Цюрихе, в очень политическом и прогрессивном театре «Ноймаркт». Так что моя карьера началась в Швейцарии. Шекспир, Брехт, Елинек… Снялась в главной роли в фильме по Жан-Полю Сартру. Эта картина была выбрана для показа на московском кинофестивале. И я оказалась в России, в 1991 году! Не забуду ту огромную гостиницу «Россия», в которой жила. Это было и смешно, и ужасно: какие- то мафиозные типы звонили мне в номер и предлагали встретиться, узнав о том, что я актриса и снимаюсь в кино, а ведь там проститутки расхаживали по холлу, ожидая клиентов. Всё это клише из того времени, но так уж обстояли дела… Все пульсировало! В то время в Москве мне посчастливилось повстречаться с великим Луи Малем. Мне близко желание искать новые пути, нестандартные, не как у всех. Та неделя останется незабываемой! Ночные клубы, для входа в которые надо было знать код, пароль, а когда ты оказывался внутри, то шампанское текло рекой, а черную икру ели исключительно столовыми ложками.

По уже заведенной традиции мне хотелось бы задать короткие вопросы, только не подумайте, что это допрос… Скорее, это игра по формуле Пруста – его знаменитых вопросов и ответов! Давайте так: один вопрос – Брайану, один – Николь! Брайан, какие у вас есть материальные ценности, что вам особенно дорого в вашем доме?
Б: Моя коллекция живописи – это не знаменитые имена, просто любимые картины моих любимых художников: например, легендарного американского художника Боба Кейна, Тимоти Брукса, который работал над знаменитым фильмом «Из Африки» Сиднея Поллока, шотландские, английские художники.

Николь, ты живешь в системе восклицательных знаков, ценишь радость и красоту. А что ты особенно ценишь в мужчинах?
Н: Чувство юмора и умение понимать и ценить женщину, а всё это вкупе однозначно делает нас сильнее и полноценнее в отношениях с мужчинами.

Брайан, а как вы думаете о женщинах? Что цените?
Б: Очень просто и сложно, женщина – под вуалью загадочности, и нам не дано ее понять. Да будет так! Эта непредсказуемость держит мужчину в тонусе, заранее просчитанные ходы неинтересны. Красивая и загадочная душа, сплошная загадка во всем – что может быть прекраснее? Мужчина безоружно тонет в такой душе!

Brian Cox, Nicole Ansari
Brian Cox, Nicole Ansari

Николь, на какой риск ты готова пойти в жизни?
Н: Риск – одно из качеств моего характера! Я боюсь риска, дрожу от его последствий, но… завожусь и не могу от него отказаться! В молодости меня преследовал жуткий страх перед выходом на сцену. Надо мной шутили, даже издевались, но это меня не останавливало.

А Брайана я хотела бы спросить, есть ли у него друзья? Важно ли иметь друзей?
Б: У меня есть несколько друзей из театральной среды. Конечно, за свою жизнь я научился отличать настоящих друзей от недругов, особенно тех, кто притворяется друзьями. С детских, школьных времен у меня не осталось никого, но с теми, кого я ценю, мне не жаль провести время в беседе, в споре о поиске истины или социальной справедливости. Для этого нужно находить время. Выкраивать его из течения жизни! Я уже научился, как детектив, раскрывать фейковые дружбы «ради выгоды». Но я всё же наивный человек, и с женщинами совершенно бессилен: это таинственные существа, вечные загадки.
Н: О, точно! Твоя душа, милый Брайан, несмотря на твой жизненный опыт и четверых детей, всё еще пребывает в полном девичестве!

Николь, мы уже знаем, что копилка мудрости Брайана полна великими цитатами из его любимого Шекспира, а у тебя есть любимое высказывание?
Н: Господь тоже познает новое, как и ты.

Брайан, если бы вам предоставили возможность родиться заново, кем бы вы хотели быть?
Б: Я обожаю пространство, люблю архитектуру, может быть, я мог бы заново родиться архитектором. Хотелось бы быть ценным для общества… Не могу сказать, что я верующий, я не верю в Бога как в такое всесильное существо. Но верю в великий эксперимент. Мне интересны только люди, которые внесли вклад в эволюцию этого мира без всякого божественного вмешательства. Это люди, достойные подражания и восхищения. Жизнь должна стать лучше! А иначе зачем мне вообще возвращаться в эту жизнь в какой-либо форме, если изменений к лучшему не будет? Увольте, лично для меня такая жизнь не будет иметь никакого смысла.

Николь, каких людей тебе не хотелось бы видеть? С кем не хотелось бы встречаться?
Н: Вранье, лицемерие, недостаток или полное отсутствие человеческой доброты, сопереживания – в общем, я перечисляю качества людей, близких к политике или власти.

Брайан, какой вопрос вам чаще всего задают в конце интервью?
Б: «Какие у вас планы?» – лидирующий вопрос под занавес! Вам ответить на него? А я отвечу: не знаю! Следующая серия «Наследников» в качестве конкретного шага, а вот по-настоящему, серьезно я надеюсь просто дожить до красивого, благородного финала этой жизненной пьесы.

Brian Cox, Nicole Ansari with kids
Brian Cox, Nicole Ansari with kids

Мой настоящий последний вопрос: что вы узнаете в своих детях от себя? Что они унаследовали от вас?
Б: Самое главное в моей жизни – это мои дети, но я совсем не могу сказать, что у них от меня. Дети – часть тебя, но не ты сам! Они не ты, и никогда не смогут и не будут такими, как ты! Мы с женой очень разные, в каком-то смысле мы не имеем никакого права говорить, какими они должны быть. Мы и сами не знаем этого! Это абсолютно неверный подход. Я – просто структура, на которой они могут базировать свою уверенность в моей поддержке и любви к ним.
Н: Ольга, позвольте процитировать строки из прекрасной поэмы ливано-американского поэта Халиля Джебрана: «Your children come from you, but they are not yours, your children are free and you have to let them go!» Новое поколение необыкновенно умное, дети нашего времени умеют выходить из любого положения, они настолько далеки от наивности нашего детства…
Б: Когда я преподавал своим студентам актерское мастерство, то говорил, что нужно держать перед собой свою детскую фотографию, где ты – маленький ребенок. Это помогает сосредоточиться на себе, то есть на себе теперешнем, взрослом! Нужно помнить, каким ребенком ты был: со всеми своими мыслями, желаниями и чувствами. Ведь дело в том, что фундаментально мы не изменились, и в нас живет по-прежнему тот маленький мальчик или девочка. Это непростой урок для взрослых, но именно так можно заново научиться дышать! Как же чудесно наблюдать за младенцами – в них все настоящее, они открывают для себя жизнь с широко распахнутыми глазами! Жить этим радостным моментом – это и есть счастье. А уметь перенести чувство счастья на взрослую жизнь дано самым счастливым из нас! У меня в жизни было два главных путешествия: одно из них было совершено мной-ребенком в мир театра, а второе – мной-взрослым в Москву! Объединив эти путешествия, я подвел итоги в своей книге об этой московской саге.


А нам остается порекомендовать книгу Брайана Кокса «Salem to Moscow. An Actor’s Odyssey» о невероятных приключениях шотландца в России конца 1980-х. Думаю, вы оцените энциклопедичность его знаний о театре, глубину мысли и впечатления о России и русских того времени.