TOPИскусствоИстория и людиКультура

JEAN-DANIEL LORIEUX: Непобедимое солнце

Lucien Pellat Finet, Sunny Von Furstenberg and Jimmy Smith, “Holidays”, Djerba, 1980
Lucien Pellat Finet, Sunny Von Furstenberg and Jimmy Smith, “Holidays”, Djerba, 1980
Выделить главное
вкл
выкл

Чудеса случаются, однажды это случилось и со мной. Много лет назад на террасе модного парижского кафе ко мне подошла официантка и, немного смущаясь, сообщила: «Простите, мадам, наш постоянный клиент господин Лорье, очень известный фотограф, хотел бы сделать ваш портрет».

Не могу передать, как закончился вечер: мое сердце как бешеное билось от смущения, гордости… и отчаяния! Потому что мой спутник, ревнивейший мачо, закатил грандиозный скандал: никаких фото! Я готова была провалиться сквозь землю от стыда, но одновременно с этим вечные комплексы моего крошечного роста в 167 см растворились, как лед в ведерке от стоявшего на столе шампанского.

Мне хотелось танцевать на столе с этим ведром, поливать всех шампанским, звонить маме и кричать об этом всему миру! Первый раз в жизни я почувствовала себя красавицей! Этот день я запомнила на всю жизнь.

 

Солнечный фотограф, солнечный человек, добрый волшебник с золотым сердцем Жан-Даниель Лорье известен во всем мире своими модными и яркими фотографиями с неподражаемой постановкой. Его снимки неоднократно появлялись на обложках Vogue, Madame Figaro, L’Officiel и Harper’s Bazaar. В его коллекции коллабораций весь матерый люкс: Dior, Givenchy, Lanvin, Paco Rabanne, Céline, Pierre Cardin, Chopard, Cartier. Жак Ширак, Нельсон Мандела, Фрэнк Синатра, Клаудиа Шиффер, Брук Шилдс, Шэрон Стоун, Изабель Аджани, Карла Бруни, Стефани Сеймур, Мохаммед V, Карен Малдер, Стефани де Монако, Милла Йовович, Джеймс Браун, Летиция Каста – всех этих людей можно увидеть на снимках нашего героя.

 

Он присоединился к Studio Harcourt в 1964 году.«Я начал работать в студии Harcourt – моя мать знала Козетту Харкорт. Но студия – это так скучно. Мне нужно было солнце и его свет», – замечает Жан-Даниэль.

Так он стал фотографом-фрилансером. Свой первый заказ в Париже Лорье получил от Пьера Кардена. «Говорят, что именно через женщину вы попадаете в котел моды. Я всегда был увлечен Чарли Чаплином, и у меня был небольшой роман с его дочерью Джеральдин Чаплин. Приехав ко мне в Париж, она ездила на велосипеде по моей большой квартире… Однажды вечером мы встретились за ужином в Club Sept с Пьером Карденом, другом Джеральдин.

Он сказал, что хочет сфотографироваться с тридцатью самыми красивыми моделями-мужчинами для своей кампании по продаже брюк Cardin и ищет фотографа.

Уже через пару дней я стучался в дверь пресс-секретаря компании с визитной карточкой Пьера Кардена в руке. Портфолио предъявлять не пришлось, меня сразу взяли! Агентство запросило сумму гонорара, а я понятия не имел, сколько стоит моя работа… Поехал в дилерский центр и выбрал Bentley с длинной рамой, который у меня до сих пор. Мне заплатили машиной, – смеется Жан-Даниэль. – Но ведь все фотографы того времени ездили на красивых автомобилях: Хельмут Ньютон на Bentley, Ги Бурден на Bugatti, Жанлу Сьефф на Aston Martin. Когда вы приезжали в Vogue на Place du Palais-Bourbon, у входа стояли только такие машины!»

После этих снимков Лорье сменил Хельмута Ньютона в кампании Vogue USA, снятой в Марокко. Так началась его необыкновенная карьера. Если Бурден, Ньютон, Зифф или Бейли всегда работали в студии с постановкой света и в черно-белом исполнении, то Жан- Даниэль вопреки всем тенденциям выбирает самые красочные места на планете, свет и солнце островов южных морей. Его загорелые спортивные амазонки становятся каноном красоты, они резвятся на золотых пляжах на Багамах, Сейшельских островах и Мальдивах. Все женщины того времени хотят быть похожими на них – веселых, решительных и удачливых.

 

Как это ни удивительно, но Жан-Даниэль Лорье родился не в семье артистов или художников, а вышел из семьи богатых инженеров и крупных железнодорожных промышленников. Он правнук Теодора-Мари Лорье, вице-президента Генерального совета мостов и дорог, и Жюля Гойена, сына основателя Batignolles Construction.

Детство Жана-Даниэля прошло среди иезуитов, он должен был стать инженером, но продолжил обучение в Национальной школе искусстви ремесел, после чего поступил на Курс драматического искусства Рене Симона.

«Кто бы мог подумать, что после школы иезуитов я хотел служить в монашеском ордене? – заговорщицки подмигивает Жан-Даниэль. – Мало кто знает, но однажды я заменил Жана-Клода Бриали в роли монаха в спектакле «Двери  хлопают» Мишеля Фермо. Зрители были в ярости, когда вместо красавца Бриали появился я! Но они сами виноваты, что не читают афиши, а ведь там было написано!»

Потом он хотел стать режиссером, но грянула Алжирская война, и молодой Лорье ушел добровольцем на фронт. Жан-Даниэль не любит говорить о войне. Но все же во время интервью поделился некоторыми воспоминаниями.

Так, в Алжир он приехал с фотоаппаратом и любимым котом. Да-да, его вечным спутником — котом по имени Д’Артаньян (Dartagnan). Однажды во время обстрела любимый питомец прикрыл хозяина своим телом и принял шальную пулю. Много лет прошло, но на глазах Жана-Даниэля до сих пор появляются слезы, когда он говорит об этом. Поэтому теперь в его доме всегда живут коты.

Jean-Daniel Lorieux / Photo by Sergio de Rezende, @sergioderende
Jean-Daniel Lorieux / Photo by Sergio de Rezende, @sergioderende

Страшные картины войны Жан-Даниэль увековечил на пленке и, конечно, они навсегда оставили шрамы на его сердце. Однако именно после того беспощадного времени, несмотря на звание кавалера Ордена Почетного легиона, он решил всегда прославлять жизнь, а не смерть.

Такие светлые люди, как Жан-Даниэль, остро чувствуют жестокость боли, но именно они способны вылечить ее своим светом. Вот почему его фотографии всегда залиты светом и сказочной красотой.

«Я маскирую действительность, – говорит Жан- Даниэль. – Я был на войне больше двух лет. Все эти смерти, эти безжизненные тела. Я снимал военные фотографии в вертолетной службе, видел ужасные вещи. Когда я вернулся домой, мне захотелось стереть все это из памяти навсегда».

С тех пор Жан-Даниэль путешествует по миру в погоне за солнцем и радостью, его стиль – яркие цвета, красивые загорелые тела и особенная позитивная эротика.

Свой шарм и породистую элегантность раскрывают в его снимках Клаудиа Шиффер, Карен Малдер, Изабель Аджани, Линда Евангелиста.

«Я много работал с Клаудией Шиффер, Карен Малдер, Стефани Сеймур… Модели того времени были стройными, но не худыми, а скорее спортивными такими, сильными амазонками. Но главное – они выглядели счастливыми. Когда они позировали для обложек Vogue или Harper’s Bazaar, они улыбались. Они создали моду на Радость с большой буквы. Им было весело, а юмор и самоирония необходимы, как воздух… Кстати 1980-е были лучшим временем. Такой волшебной, позитивной эпохой. Мы возили очень известных моделей на край света, они готовы были работать почти бесплатно, это была мода на счастье. Мы были счастливы в жизни и счастливы работать. Сейчас-то все серьезные, худеют и планету спасают. Времена изменились…» – вздыхает Жан- Даниэль.

Самые удачные и красивые рекламные кампании Dior, Lanvin, Paco Rabanne, Scherrer, Ricci, Céline, Cardin снял Жан-Даниэль. Это он создал моду на успех и удачу.

 

Однако Жан-Даниэль проявил себя не только в рекламе. Не просто фотограф, а близкий друг Энди Уорхолла, он и сам начинает писать картины в стиле поп-арт. Его талант очень многогранен.

Это Жан-Даниэль создал неповторимый образ Стефани де Монако в клипе Comme un ouragan! Это он превратил наследную принцессу Стефани в непокорную девушку-ураган. Помню, как все девчонки того времени пытались подражать Стефани прической и короткими куртками с блестящими эполетами, а все тинейджеры напевали: «Любовь, ты как ураган пролетела надо мной». Он и сам похож на солнечный ураган. Такой же энергичный, влюбленный в жизнь и красоту.

Кстати о женской красоте он тоже не любит говорить. Будучи большим скромником, о женщинах либо ничего, либо только хорошее.

Но именно ему обязана известностью Сесилия Сиганер-Альбенис (бывшая жена Николя Саркози), которая стала его помощницей и переехала в частный особняк Лорье на rue Ampère. Жан-Даниэль и Сесилия обручились в доме ее родителей в присутствии бывшей первой леди Индонезии. О браке объявили в сентябре 1980 года, но в последний момент помолвка была разорвана и церемония бракосочетания отменена. Комментариев не будет. Любовь как ураган.

«Можно сказать, что я гонюсь за солнцем и красивыми золотыми рыбками, – рассказывает Жан-Даниэль. – Самой золотой стала топ- модель Трифона Хаут. Она была чемпионкой по водным лыжам и по спортивной рыбалке! Это она поймала меня, как маленькую рыбку. Она была немного сумасшедшей, но именно такие женщины мне и нравятся. Мы так хорошо поладили, что у нас родился сын Николас, который сегодня тоже стал фотографом».

 

Был Лорье и в России. В 2008 году по приглашению продюсера Евгения Яковлева он снял серию из 50 фоторабот по роману «Мастер и Маргарита». Это визуальная интерпретация знаменитого булгаковского романа в реалиях современной Москвы. Местами съемки стали сцены действия романа: Новодевичий монастырь, Переделкино, крыша дома Пашкова, старинный особняк, ставший Домом железнодорожников, высотка на Котельнической, Патриаршие пруды.

«Люблю Россию и особенно русскую литературу, хотя кто ее не любит? – говорит Жан-Даниэль. – Вы, русские, романтики, особенно женщины, это видно в ваших грустных, но всегда влюбленных глазах. Поэтому я и решил снять фотороман «Мастер и Маргарита». Я прочитал книгу и был впечатлен. Евгению Яковлеву, который меня пригласил, хотелось видеть в роли Маргариты Изабель Аджани. Надо сказать, что Изабель, моя близкая подруга, была крайне польщена этим предложением. Съемки проходили в Москве под открытым небом, было около сорока актеров, невероятные декорации, Изабель Аджани и щедрый бюджет».

Кстати, предки Жана-Даниэля строили Транссиб.

«Мне нравится восхищаться другими, – замечает Жан-Даниэль в конце нашей встречи. – Например, обожаю Ричарда Аведона. Он такой элегантный. И Гельмута Ньютона, которого я хорошо знал. Гай Бурден обладал безумным талантом! Они всегда вдохновляли меня. Хотя у меня другой стиль, эти фотографы были моими друзьями, и я восхищаюсь ими. А еще мне нравится картина Клода Вайсбуха, которая висит у вас на стене. Для меня неважно, сколько стоит произведение искусства, главное – чтобы оно откликалось во мне».


Special thanks to Nathalie Dionne (founder of Thalie Paris) for the wonderful introduction.

Jean-Daniel Lorieux and Nathalie Dione / Photo by Sergio de Rezende, @sergioderende
Jean-Daniel Lorieux and Nathalie Dionne / Photo by Sergio de Rezende, @sergioderende

Photography: Jean-Daniel Lorieux

Ольга Майр

Ольга Майр

Editor-in-Chief, Publisher