КиноКультура

71-ый Каннский кинофестиваль в деталях

The official poster for the 71 th International Film Festival shown on may 08, 2018 in Cannes, France. The artists chosen this year are Jean Paul Belmondo et Anna Karina
The official poster for the 71 th International Film Festival shown on may 08, 2018 in Cannes, France. The artists chosen this year are Jean Paul Belmondo et Anna Karina

С 8 по 19 мая в Каннах прошел традиционный Каннский кинофестиваль. В этом году он 71-ый по счету. Вроде бы дата не круглая, но фестиваль от этого не менее значимый. Во-первых, потому что в этом году очень интересный состав жюри. В нем много женщин и оно очень международное. И в нем даже есть русский!

Международному жюри под председательством актрисы Кейт Бланшетт предстоит посмотреть двадцать одну конкурсную картину. Вместе с ней судить будут режиссеры Андрей Звягинцев, Робер Гедигян, Дени Вильнёв, Ава Дюверней, актрисы Леа Сейду и Кристен Стюарт, актер Чанг Чен и певица Хадья Нин. Россию в конкурсе представляют “Лето” Кирилла Серебренникова и “Айка” Сергея Дворцевого.

Cate Blanchet, attends the photocall for Jury during the 71st annual Cannes Film Festival at Palais des Festivals on May 8, 2018 in Cannes, France
Cate Blanchet, attends the photocall for Jury during the 71st annual Cannes Film Festival at Palais des Festivals on May 8, 2018 in Cannes, France

В целом жюри в первый раз состоит из такого количества звездных женщин, что, конечно, является отражнием изменений в обществе, а также идет в ногу с движением MeToo, которое разразилось из-за обвинений Харви Вайнштейна в изнасилованиях и практике “кастинга через постель” (его адвокат, кстати, утверждает, что такой тип кастинга придумал не Вайнштейн, а реалии киноиндустрии задолго до него). Движение обнажило все еще второстепенное и в какой-то мере подчиненное положение большинства женщин в киноиндустрии. И не только.

Kristen Stewart attends the screening of 'Everybody Knows (Todos Lo Saben)' and the opening gala during the 71st annual Cannes Film Festival at Palais des Festivals on May 8, 2018 in Cannes, France
Kristen Stewart attends the screening of ‘Everybody Knows (Todos Lo Saben)’ and the opening gala during the 71st annual Cannes Film Festival at Palais des Festivals on May 8, 2018 in Cannes, France

На этот счет председатель жюри Кейт Бланшет, которой задавали вопросы о том, почему среди отобранных фильмов все еще мало работ режиссеров-женщин, объяснила, что перемены уже затронули Каннский фестиваль и они будут еще сильнее, но они не могут случиться за одну ночь.

Jury member Lea Seydoux attends the screening of 'Everybody Knows (Todos Lo Saben)' and the opening gala during the 71st annual Cannes Film Festival
Jury member Lea Seydoux attends the screening of ‘Everybody Knows (Todos Lo Saben)’ and the opening gala during the 71st annual Cannes Film Festival

“Когда мне предложили быть председателем жюри, — рассказала Кейт Бланшетт, — мне было страшно и интересно, потому что я была на фестивале множество раз в разных ролях, но никогда не была зрителем. И уж тем более зрителем с очень важной миссией и сильной ответственностью. Мне хотелось этого опыта погружения в фестиваль. Мне также очень побывать в диалоге с другими членами жюри, пообщаться с судьями и участниками из других стран и культур… Для меня как художника, который вырос в Австралии, и для всего техоокеанского-азиатского региона Каннский фестиваль – это отличные ворота не только к англоговорящей и европейской аудитории, но это настоящий плавленый котел. Ты видишь фильм от такого большого количества режиссеров из такого большого количества стран и культур, что это уникально… Каннский фестиваль отличается тем, что тут собираются не только профессионалы индустрии, жюри, звезды и пресса, но и множество людей, которые искренне любят кино… Если говорить о работе в кино, то в целом я не верю в соревновательность в кино, так как это артистический продукт и как художник ты знаешь, как сложно что-то создать, а потому выбирать очень сложно. Но в Каннах выигрывает тот, кто создает законченное произведение во всех смыслах”.

Фестиваль открыл фильм “Все знают” известного иранского режиссера Асгара Фархади. Главные роли исполнил звездный дуэт из Хавьера Бардем и Пенелопы Круз. И, как и положено фильму, открывающему Каннский фестиваль в 2018, жена переиграла мужа в том смысле, что сыграла ярче, сделав довольно простой по жанру фильм поистине запоминающимся.

Penelope Cruz attends the screening of "Everybody Knows" and the opening gala during the 71st annual Cannes Film Festival at Palais des Festivals on May 8, 2018 in Cannes, France
Penelope Cruz attends the screening of “Everybody Knows” and the opening gala during the 71st annual Cannes Film Festival at Palais des Festivals on May 8, 2018 in Cannes, France

Действие фильма происходит в Испании, куда героиня Крус Лаура приезжает со своей дочерью. 16 лет назад Лаура вышла замуж и уехала из маленького испанского городка. Но там остались родственники и бывший, которых они с дочерью решили навестить. Но случилось неожиданное – дочь пропала. Лаура, ясное дело, обратилась за помощью к бывшему (Бардему). И тут начинается самое интересное — драма перерастает из детективной в психологическую, когда зритель начинает сомневаться в своих чувствах по поводу членов семьи, по поводу даже самой идеи семьи, где люди, вместо того, чтобы сплотиться, начинают нарушать границы друга друга, осуждать, манипулировать и копаться в грязном белье шестнадцатилетней давности. В какой-то мере фильм о том, что от себя не убежишь, даже если много лет не будет возвращаться в свое прошлое. Но настоящая цель фильма — вызвать сопереживание у людей разных культур.

“Лаура – очень необычная женщина, она через многое прошла, — говорит Пенелопа о своей героине. — Ей приходится принимать трудные решения, затрагивающие других людей. И это давит на неё. У всех нас свой опыт и свои травмы, у одних более, у других менее тяжелые. У Лауры есть тайна, и, оказавшись в кризисной ситуации, она вынуждена открыть её, заново пережить всё то, что она так старалась похоронить. Вот почему это один из самых сложных характеров, которые мне приходилось играть”.

Andrey Zvyagintsev attends the screening of 'Leto' during the 71st annual Cannes Film Festival at Palais des Festivals
Andrey Zvyagintsev attends the screening of ‘Leto’ during the 71st annual Cannes Film Festival at Palais des Festivals

После того, как в прошлом году “наше всё” Звягинцев не получил пальмовую ветвь, хотя надежды и ставки были высокими, российский кинематограф был представлен лентой находящегося под домашним арестом Кирилла Серебренникова. Сам Серебренников, ясное дело, в Канны не приехал, но его команда принесла на красную дорожку большой баннер с его именем. Так что незримо режиссер все же присутствовал.

Лента “Лето” рассказывает о еще одном “нашем всём” – Викторе Цое и группе кино. Ленту показали в Каннах 11 мая. И если реакция российского зрителя довольно предсказуема (или “все шедевр, потому что это о Цое” или “Все было не так, не дотянулись до святого”), то интересно было посмотреть на реакцию иностранного зрителя, который пришел с незамутненным сознанием. А еще интересно сравнить с реакцией тех же иностранцев на фильм АССА, который они в большинстве не понимают и считают довольно скучным. Но это, конечно, секрет, ведь АССА для многих соотечественников практически как “Крестный отец” для мирового проката. Хорошая новость в том, что этот экзотический по теперешним временам экскурс в 1980-е в СССР зрители приняли гораздо более открыто, и, несмотря на локальную историю, фильм стал одним из фаворитов фестиваля. UPD: Фильм “Лето” Кирилла Серебренникова получил приз Каннского фестиваля за лучший саундтрек. Награда была вручена исполнителю одной из главных ролей, лидеру группы “Звери” Роме Зверю и гитаристу Герману Осипову.

"Лето": Тео Ю, Ирина Старшенбаум, Рома Зверь
“Лето”: Тео Ю, Ирина Старшенбаум, Рома Зверь

Интересно, что это кино рассказывает о Ленинграде 1980-х, о творческих поисках советской звезды до того, как она стала звездой. Это созвучно фильму “Довлатов”, который вышел в прокат надежды и возлагает на сюжет (СССР, творческие поиски, звезда ДО) большие надежды. Кстати, интерес к этому фильму уже проявил Netflix, из чего можно сделать вывод, что популярная тема в век инстаграмма “звезда До”, когда Инстаграм звезды можно виртуально прокрутить до первого поста, популярна и на локальном материале. То есть если смотреть про советскую звезду Цоя иностранному зрителю не интересно, но смотреть про экзотического парня, который становится звездой — гораздо понятнее и ближе.

Кстати, в этом году в Каннах запрещены селфи на красной дорожке, не потому что ли, что красные дорожки превратились в ярмарку тщеславия для гостей, которые приходят зачастую не чтобы посмотрен фильм, а чтобы запечатлеть себя для соцсетей. И тут, кстати, проблем с женщинами нет! Гостьи самозабвенно фотографируются на красной дорожке, задерживая главных участников всего действия — создателей фильма, на чью дорожку они пришли. Но, видимо фестиваль решил, что если и поднимать планку, то во всем, и запретил селфи.

Это не единственное новшество. Второе состоит во том, что телеканал Netflix отказался предоставлять свои картины фестивалю. Французское законодательство не допускает к участию фильмы, которые не выходили или не выйдут в стране в широкий прокат. При этом в прошлом году два фильма канала были в основной программе Канн.

Vincent Cassel and Tina Kunakey, attends the screening of 'Girls Of The Sun (Les Filles Du Soleil)' during the 71st annual Cannes Film Festival at Palais des Festivals
Vincent Cassel and Tina Kunakey, attends the screening of ‘Girls Of The Sun (Les Filles Du Soleil)’ during the 71st annual Cannes Film Festival at Palais des Festivals

Третья, о которой многие знают, но увидеть лучше, чем услышать, это новая муза Венсана Касселя, от которой он явно не может оторваться и которую он прилюдно трогал за не самые приличные места даже на красной дорожке перед показом картины Евы Хассон “Девушки солнца” (Les Filles Du Soleil) которая вызвала ажиотаж у знаменитостей, приехавших на Каннский кинофестиваль в 2018. Фильм, как и следовало ожидать, про двух женщин, которые по разным причинам принимают участие в боевых действиях в иракском Курдистане. Первая — местная жительница Бахар, которая возглавляет отряд женщин, пытающихся выгнать террористов из своей деревни, и сын которой находится в руках террористов. Вторая — недавно овдовевшая французская журналистка Матильда. На показ этого фильма в Каннах Кендалл Дженнер снова явилась в “полуобнаженном” платье о Schiaparelli. В знак протеста Марион Котийяр, Леа Сейду, Кристен Стюарт, Сальма Хайек и другие гости красной дорожки взялись за руки в знак протеста против дискриминации: за всю историю Каннского фестиваля на него попали только 82 фильма, которые сняли женщины. На Кейт Бланшетт была брошь с надписью 50/50.

Белые тапочки после вечеринки на яхте
Белые тапочки после вечеринки на яхте

Еще одна новость — старожилы Канн утверждают, что уровень фестиваля упал, что на вечеринках — одни модели и иже с ними и “никого приличного”. Но мы видели Эдриена Броуди на яхте. Правда, на дорожке селфи запретили, но на яхте-то не запретили и Броуди пришлось быстро снять белые тапочки и ретироваться.

Лилия Шеффер-Сеннова, Фаваз Груози и Марина Кисс
Лилия Шеффер-Сеннова, Фаваз Груози и Марина Кисс

На ужине De Grisogono, как обычно, показывали бриллианты от GBP 40 млн. Наш журналист Лилия Шеффлер-Сеннова договорилась поговорить с Фавазом Груози для журнала, присылайте вопросы.

Россия в этом году выкупила обложку главного каталога фестиваля, который раздавали прессе. И вообще российский кинорынок достаточно агрессивно пытается внедриться в мировой, в том числе через Канны. С одной стороны в российском павильоне официальные мероприятия достаточно официальные (noblesse oblige), с другой стороны есть яхты, где проходят частные встречи между олигархами, за которыми бегают все, и игроками киноиндустрии. В первый раз за два года своего существования мероприятие в Каннах провел фестиваль русского кино, который проходит в Лондоне — Russian Film Week и премия Золотой Единорог (Golden Unicorn Awards) — и направлен на то, чтобы знакомить англоговорящего зрителя с тем, что смотрят в России.

Ингеборга Дапкунайте на частной вечеринке на яхт
Продюсер Владимир Поляков и актриса Ингеборга Дапкунайте на частной вечеринке на яхт

В этом году «Золотую пальмовую ветвь» получил фильм “Магазинные воришки” японского режиссера Хирокадзу Корээды. Его фильм «После жизни» 1998 года некоторые киноведы считают одним из лучших фильмов в истории. Это фильм о том, что ждет умерших. Но далеко не ужастик в стиле Голливуда. Премьера же “Магазинных воришек” в России намечена на ноябрь 2018. С одной стороны это кино довольно маргинальное и можно даже сказать, что для маргиналов, с другой — у настоящего искусства не бывает классов. Действие фильма происходит в бедной японской семье, которая живет на одну пенсию бабушки. Чтобы хоть как-то прокормить себя, члены семейства иногда занимаются в магазинах мелкими кражами. Но однажды глава семьи приводит в дом чужую девочку, которую он нашел на улице. Ее принимают, обучают воровству… а в конце фильм оказывается, что все эти люди не семья, а просто собравшаяся вместе кучка людей, помогающих друг другу выжить. И в этом философский смысл этого фильма – он обо всех нас, живущих на этой планете людей, просто старающихся выжить.

С другой стороны маргиналы, отвергнутые обществом — вечная тема современных кинофестивалей. А у постсоветского фестивального кино даже есть свой знак качества, своя разновидность маргинальности — так называемая chernukha. Режиссеры гордятся, что проявили гуманизм, сняв социальный фильм, показав дно (вообще-то это еще Горький начал). Жюри гордится, что фильм наградили, опять же проявив гуманизм. После чего и журналисты, и жюри идут обедать. На солнечные улицы Канн. Но фильм и вправду хороший, тем более понравится тем, кто любит японское кино.

Кстати, то, что мы знаем такие понятия как японское кино, иранское кино и прочие локальные киноработы во многом заслуга Каннского фестиваля, который не только открывает и признает таланты со всего света, но и создает моду на определенный кинорегион. Есть надежда, что когда-то наступит мода на русское кино. Но пока оно про танки и про войну в голливудском стиле, или о том, как “нормальная” женщина с мужем и детьми платит взятки и ездит в местную колонию заниматься жестким сексом с заключенными, а это та самая чернуха и дно, которыми мало кого заинтересуешь в глобальном мире, где растет поколение, не включавшее телевизор.

Joanna Kulig in Pawel Pawilikowski’s Cold War. Photograph: MK2 Films
Joanna Kulig in Pawel Pawilikowski’s Cold War. Photograph: MK2 Films

Гран-при фестиваля получил “Черный клановец” Спайка Ли, а приз жюри достался ленте “Капернаум” Надин Лабаки. Лучшей актрисой была признана Самал Еслямова из Казахстана (фильм “Айка” о жизни мигрантов в Москве). Лучшим актером назван итальянец Марчелло Фонте (“Собачник”). Приз за лучшую режиссуру получил польский режиссер Павел Павликовский за свой черно-белый шедевр «Холодная война». Это прекрасный, красивый, глубокий и интересный фильм, который все-таки дает надежду на то, что классическое кино, красиво и тонко рассказывающее трогательные истории из жизни, к которым могут прикоснуться все ( а не только разного рода меньшинства), все еще существует (смотреть — сильно рекомендовано). Награда за лучший сценарий досталась фильмам — “Счастливый Лазарь” Аличе Рорвахера и “Три лица” Джафар Панахи и Надер Севар. Жан-Люк Годар получил спецприз за картину “Книга образа”.

На церемонии закрытия фестиваля актриса Азия Ардженто со сцены заявила, что Каннский фестиваль был для Вайнштейна — прудом, куда он приходил на легкую охоту и что именно во время фестиваля он ее изнасиловал. С одной стороны речь прогрессивная и вдохновляющая. С другой — моя соседка села в официальное такси фестиваля, а водитель начал предлагать ей сделать ему минет. Соседка не растерялась, сняла водителя с предложением, от коротого невозможно отказаться, на камеру. Отнесла видео в дирекцию фестиваля. Там быстро водителя нашли и отдали полиции. Оказалось — отец пятерых детей. Жалко его? А соседку жалко? Она просто села в машину, чтобы доехать из точки А в точку Б. Во время фестиваля, который наполнен феминизмом, такие события становятся особенно яркими и показывают насколько общества еще далеко от того, чтобы воистину считать женщин равными и уметь отличать флирт и согласие от харрасмента.

С другой стороны когда мы пошли на вечеринку закрытия, сфотографировались со всеми пальмоносцами на свете, выпили все шампанское и шоколад из фонтана и пошли в четыре утра назад, на Круазетт мы встретили Звягинцева. Мои личные туфли к этому часу уютно устроились в крепких мужских руках. Звягинцев тоже был с туфлями в руках. Мужчины друг другу подмигнули, зацепились кончиками туфель, а потом и языками. Стали кино обсуждать, и как фестиваль устроен. А туфли все в руках держали, за каблуки у сердца, пока мы с женой Звягинцева, которая как раз подошла, переминались босыми ногами по горячему каннскому асфальту. Это тоже про женщин.

Как сказала Кейт Бланшетт изменения не могут произойти за одну ночь.