Библия как шпионский роман

Aвтор: Олег Нечипоренко
Редакция: Кристина Москаленко

Моисей и Аарон перед фараоном. Иллюстрация к Библии. Гюстав Доре, Франция, 1866 г.

Удивительно, но древнейший исторический источник по шпионажу — не какая-нибудь переписка семейства Борджиа, а Библия. Если посмотреть на Книгу книг с точки зрения профессионального разведчика, можно найти в ней множество описаний конкретных операций с полным набором технологических примеров разведывательной и контрразведывательной работы. Это книга, которая не только содержит в себе «богооткровенную истину» и лежит в основе европейского искусства, но и в полноте описывает «человеческое знание, и вся наша умственная деятельность находит в ней пищу богатства неиссякаемого». Конечно, некоторые историки и журналисты, писавшие о разведке, обращаются к Библии и не забывают тот факт, что пророк Моисей отправил в землю Ханаанскую соглядатаев, но делают они это в порядке простой констатации для подтверждения древних корней этой профессии. Мы же, пожалуй, впервые рассмотрим и прокомментируем этот и другие эпизоды из Книги книг с точки зрения технологии разведки и контрразведки. (Цитаты приводятся по изданию «Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета», Брюссель, «Жизнь с Богом», 1973).

Высмотри землю

И сказал Господь Моисею

Все начинается в Книге Чисел Ветхого Завета (четвертая книга Моисеева), где есть повесть о том, как после долгого, полного невзгод и опасностей исхода из Египта сыны Израилевы под предводительством пророка Моисея остановились в пустыне Фаран в центре Синайского полуострова. Впереди лежала неизвестная территория, и что ждало там измученный народ, никто не знал. Моисей же получил указание: «И сказал Господь Моисею, говоря: «Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую я даю сынам Израилевым». Одновременно рекомендовалось послать по одному человеку от каждого колена (племени) — «главных из них». Обратили внимание на слово «высмотреть»? Следуя указанию свыше, Моисей сформировал команду из представителей двенадцати племен: «И послал их Моисей (из пустыни Фаран) высмотреть землю Ханаанскую, и сказал им: «Пойдите в эту южную страну и взойдите на гору; и осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? И каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях? И какова земля, тучна ли она или тоща? Есть ли на ней дерева или нет? Будьте смелы, и возьмите от плодов земли». Таким образом, поставленное «центром» задание предусматривало проведение разведки по трем направлениям: политическому, военному и экономическому. Рейд продолжался сорок дней, за которые была разведана обширная территория. Возвратившись, «засланные казачки» представили Моисею полный отчет: дали характеристику местным жителям, оценили города и укрепления, доставили образцы сельскохозяйственной продукции («срезали там виноградную ветвь с одной кистью ягод… взяли также гранатов, яблок и смокв») и описали экономическое положение («в ней подлинно течет молоко и мед»).

Будьте смелы, и возьмите от плодов земли

Но при обсуждении собранной информации в стане израильтян возникли разногласия. Одни призывали немедленно двинуться на завоевание, другие, включая почти всю группу разведчиков, выступали против, убеждая, что люди, проживающие в Ханаане, очень сильны, и вряд ли их можно будет победить. Ропот достиг того, что стали даже поговаривать, не лучше ли возвратиться в Египет. Моисей приближался к критической точке, и только двое разведчиков — Иисус, сын Навина, и Халев Иефонниин — поддержали его и начали доказывать, что если Господь милостив к ним, то Он введет их в землю, где течет молоко и мед, призывали не восставать против Господа и не бояться народа той земли. Но сказало общество: «Побить их камнями!» (А люди все те же…) Как и следовало ожидать, подобные настроения вызвали раздражение у «центра», и Всевышний сурово наказал непослушных сынов Израилевых. Те же, кто ходил осматривать землю (то есть разведчики), и, возвратившись, возмутили против Моисея все общество, «распуская худую молву о земле», «умерли, быв поражены пред Господом». Лишь Иисус, сын Навина, и Халев Иефонниин «остались живы из тех мужей, которые ходили осматривать землю». В итоге операция, организованная по указанию «центра», завершилась санкциями в отношении тех участников, которые попытались по-своему проанализировать добытую информацию и разошлись в ее оценке с высшим руководством. В последующей истории разведки вплоть до наших дней можно найти немало подобных фактов. Заслуги Иисуса, сына Навина, не были забыты: «И сказал Господь Моисею: «Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых. И сделал Моисей, как повелел ему Господь». Так бывший разведчик стал заместителем пророка Моисея и занял крупный государственный пост. После смерти Моисея, умершего в возрасте 120 лет, карьера разведчика пошла в гору, Иисус Навин превратился в преемника Моисея и возглавил общество сынов Израилевых.

Красная нить

Падение стен Иерихона

О его жизни и деяниях есть книга — шестая книга Ветхого Завета, Книга Иисуса Навина. Начинается она с «указаний Божиих Иисусу Навину», первое из которых — перейти реку Иордан, на берегу которой расположился стан сынов Израилевых, и вступить в ту самую землю, обещанную Господом еще Моисею. Получив такое указание и обещание всяческой поддержки, преемник Моисея дал повеление надзирателям: «Пройдите по стану, и дайте повеление народу, и скажите: «Заготовляйте себе пищу для пути; потому что спустя три дня вы пойдете за Иордан сей, дабы прийти взять землю, которую Господь, Бог (отцов) ваших, дает вам в наследие». Имея практический опыт разведывательной деятельности, Иисус Навин, очевидно, ясно представлял себе значение информации о территории, на которую предстояло ступить, и послал «двух соглядатаев тайно, сказав: «Пойдите и осмотрите землю и Иерихон». Направленные в разведку юноши, судя по их последующим шагам, были неплохо подготовлены для выполнения порученной миссии и действовали оперативно и грамотно. Так, в Иерихоне в качестве «крыши» они избрали дом блудницы по имени Раав, расположенный в городской крепостной стене. Раав сообщила им о настроениях жителей города, о паническом страхе, который они испытывают перед сынами Израилевыми, зная о всесильной поддержке их Господом, позволяющей им легко завоевывать другие земли. Но кто-то из соседей Раав заметил подозрительных молодых людей и донес об этом куда следует. Хотя, возможно, они попали под наружное наблюдение, установленное в связи с появлением вблизи города непрошеных гостей. «И сказано было царю Иерихонскому: «Вот какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю». Дальше шпионские страсти только нарастают, потому что царь Иерихонский посылает к Раав своих контрразведчиков и предлагает выдать пришельцев. Однако блудница скрыла их на кровле в снопах льна, а царским посланцам сказала, что к ней действительно приходили люди, но она не знала, откуда они, и что они ушли в сумерках перед закрытием городских ворот. Поверив Раав, сотрудники царской службы безопасности кинулись за ворота и «гнались за ними по дороге к Иордану до самой переправы; ворота же тотчас затворили, после того, как вышли погнавшиеся за ними». За эти услуги потребовала Раав от разведчиков гарантий сохранить жизнь всем ее родственникам после захвата Иерихона. Они поклялись ей, что, если их общение будет сохранено в тайне, то когда «Господь предаст нам землю, мы окажем тебе милость и истину».

блудницa по имени Раав

Так, представители двух древнейших профессий уже тогда в обоюдных интересах легко находили общий язык. Условились, что Раав соберет при штурме города всех близких в своем доме, а в качестве опознавательного знака привяжет к окну, через которое она спустила разведчиков по городской стене, веревку красного цвета. Когда Иерихон пал, Иисус сказал: «Пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей». Этот инструктаж может служить наглядным примером проявления заботы об агентуре и воспитательной работы с кадрами разведки. Исполнено все было неукоснительно. «И предали заклятию все, что в городе, и мужей, и жен, и молодых, и старых, и волов, и овец, и ослов — (все) истребили мечом. Раав же, блудницу, и дом отца ее и всех, которые у нее были, Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона». Вот вам не менее наглядное проявление бережного отношения к агентуре, тем более завербованной на идеологической основе. Реабилитация сотрудничества Раав с разведчиками неприятеля дается позже в книгах Нового Завета: «Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». И далее: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными». А что же случилось со вторым разведчиком по имени Халев, сын Иефоннии, который поддержал пророка Моисея в критический момент народного ропота после возвращения соглядатаев из земли Ханаанской? После того как Иисус Навин овладел всей территорией Ханаана, он приступил к ее разделу между различными коленами Израилевыми. Халев получил свой надел, к этому времени ему было уже 85 лет. Когда раздел земли завершился, сыны Израилевы по повелению Господню дали самому Иисусу, сыну Навина, удел на горе Ефремовой, где он построил город, в котором жил до 110 лет. Вот так закончил жизнь один из первых библейских разведчиков.

Резидентура царя Давида

царь Давид принял решение покинуть Иерусалим

Следующая библейская история вполне может быть включена в учебное пособие для современных спецшкол, готовящих сотрудников разведки. Эта история про отцов и детей — образец многоходовой операции с использованием широкого набора технологических приемов разведывательной деятельности. После сорока лет правления израильского царя Давида, который в юности поразил камнем из пращи гиганта Голиафа, его сын Авессалом организовал заговор с целью захвата власти. Получив от «источника» сведения о том, что «сердце израильтян уклонилось на сторону Авессалома», царь Давид принял решение покинуть Иерусалим, чтобы избежать истребления, и вместе с верными сторонниками направился в пустыню. Покидая город, Давид предложил двум преданным священникам и их сыновьям остаться в городе, якобы для сохранения Ковчега Божия. Он предупредил их, что будет ожидать агентурных сведений в пустыне. На вершине горы, где царь поклонялся Богу, он встретил своего друга Хусия, который в числе его сторонников также покинул Иерусалим и уходил в пустыню. Давид объяснил Хусию, что если он последует за ним, то будет «в тягость», и лучше ему возвратиться в город и сказать восставшему Авессалому: «Царь… я раб твой; оставь меня в живых; доселе я был рабом отца твоего, а теперь я — твой раб». Он также сообщил другу о наличии в городе надежных людей и поручил ему передавать всю информацию через них. Таким образом, царь Давид создал в покинутом городе резидентуру, имевшую каналы связи для передачи разведывательной информации, и одновременно осуществил мероприятие по внедрению агента под легендой перебежчика в руководящие круги противника. Расчет Давида оправдался, внедрение прошло успешно. Авессалом, конечно, удивился, но Хусий умело изложил легенду, снабдив ее изрядной дозой лести: «Я пойду вслед того, кого избрал Господь и этот народ и весь Израиль, с тем и я, и с ним останусь. И притом кому я буду служить? Не сыну ли его? Как служил я отцу твоему, так буду служить и тебе».


Побег Давида через окно. Гравюра Гюстава Доре, 1866-1885 гг.

Побег Давида через окно. Гравюра Гюстава Доре, 1866-1885 гг.

Так перебежчик стал приближенным Авессалома. Вскоре во дворце созрел план уничтожения Давида. Авессалом позвал Хусия и попросил высказать свои соображения по поводу плана ликвидации Давида. Хусий же выдвинул свой план, который больше понравился Авессалому и его окружению и был принят к исполнению. После совещания Хусий немедленно встретился с двумя священниками, руководителями резидентуры Давида в Иерусалиме, и информировал о приготовлениях самозванца к войне против свергнутого царя. Одновременно он дал инструкции по изменению места пребывания Давида и его сторонников в ближайшую ночь. В действие вступила ранее отработанная система связи резидентуры: сыновья священников не появлялись в городе, поэтому связным между руководителями резидентуры и ими была служанка, которая конспиративно встретилась с ними и пересказала разведданные. Однако «увидел их отрок и донес Авессалому». Из текста не ясно, был ли «отрок» штатным осведомителем или бдительным «добровольцем». Однако разведчики успели покинуть место встречи и укрылись в другом поселке, спустившись в колодец, расположенный во дворе одного из жителей. Жена хозяина «взяла и растянула над устьем колодезя покрывало, и насыпала на него крупы, так что не было ничего заметно». Когда в дом пришли люди Авессалома, женщина сказала, что двое перешли вброд реку. «И искали они, и не нашли, и возвратились в Иерусалим». А разведчики выбрались из колодца, благополучно прибыли к царю Давиду и известили его обо всем. Можно предполагать, что этот дом был конспиративной квартирой иерусалимской резидентуры.

Агент «Нежная»

Самсон и Далила. Антонис Ван Дейк, первая треть XVII в. Музей истории искусств в Вене

Самсон и Далила. Антонис Ван Дейк, первая треть XVII в. Музей истории искусств в Вене

В приведенных библейских разведывательных операциях очевидна активная роль женщин. В подтверждение — история Далилы, имя которой в переводе значит «нежная». За отступничество сынов Израилевых от веры и преклонение другим богам Господь, сильно разгневавшись, «предал их… в руки Филистимлян на сорок лет». В этот период в течение двадцати лет судьей Израиля был Самсон, обладавший необыкновенной физической силой, и никто не мог одолеть его, не зная источник этой силы. От рождения ему было предначертано спасать Израиль от рук филистимлян. Будучи разведен, Самсон полюбил женщину по имени Далила. Узнав об этом, к ней явились филистимские вербовщики, которые предложили сотрудничество и поставили задание: «Уговори его и выведай, в чем великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связать и усмирить его». Вербовка проводилась на материальной основе: «Мы дадим тебе за то каждый по тысяче сто сиклей (сикль — мера веса, равная 9 или 18 граммам) серебра». Далила приняла предложение и приступила. В первый раз она прямо спросила Самсона, в чем его великая сила и чем связать его, чтобы усмирить. Самсон слукавил, заявив, что, если связать его семью сырыми тетивами, то он станет бессилен, как и прочие люди. Далила информировала руководителей операции, получила семь сырых тетив и связала ими Самсона. Закончив, воскликнула: «Самсон! Филистимляне идут на тебя». Он, однако, разорвал тетивы, как «разрывают нитку из пакли, когда пережжет ее огонь». Но Далила оказалась очень целеустремленным и исполнительным агентом. Еще дважды она предпринимала попытки выведать у «возлюбленного» тайну его силы, и оба раза неудачно. Следует сказать, что во время этих попыток в ее спальне постоянно скрывался один филистимлянин. Можно предполагать, что он играл роль связного между агентом и службой филистимлян, которая проводила с помощью Далилы операцию против Самсона. Возможно также, что в его функции входила и немедленная ликвидация агента, как только стала бы известна разгадка источника его необычайной силы. Лишь на четвертый раз упорная и коварная Далила размягчила Самсона, обратившись к нему со словами: «Как же ты говоришь: «Люблю тебя», а сердце твое не со мной? Вот ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя».


Самсон и Далила. Борис Михайлов, 1959 г.

Самсон и Далила. Борис Михайлов, 1959 г.


И, как сказано в Библии, «поскольку она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти, и он открыл ей все сердце свое». Разгадка заключалась в том, что он никогда не должен был стричься. Поняв, что ей удалось добиться правды, Далила немедленно отправилась к филистимлянам. Те пришли к ней «и принесли серебро в руках своих». Далила же пошла еще дальше — она не только раскрыла тайну, но усыпила Самсона «на коленях своих, и призвала человека и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его». В результате филистимляне выкололи ему глаза и заковали медными цепями. Когда же филистимляне собрались принести его в жертву своему богу, волосы Самсона отросли, а с ними вернулась и сила. И перед казнью он отомстил, обрушив дом, под развалинами которого нашли конец многие из собравшихся посмотреть на его смерть, и погиб он сам. О судьбе Далилы в Библии больше ничего не сказано. Но, комментируя эту операцию, следует заметить, что при ее проведении было достаточно умело использовано знание характера объекта разработки — Самсона. Дело в том, что свою жену он избрал из филистимлянок и свадьбу праздновал семь дней. В первый день торжества Самсон задал гостям загадку и за правильный ответ пообещал щедрое вознаграждение, а если они не смогут отгадать, то должны будут выплатить ему соответствующую мзду. С помощью угроз земляки уговорили невесту Самсона выведать ответ: «И плакала она перед ним семь дней, в которые продолжался у них пир. Наконец в седьмой день разгадал ей, ибо она усиленно просила его». 

Таким образом, уступчивость Самсона перед настойчивыми женскими мольбами была учтена службой филистимлян, ответственной за вторую операцию, при выработке линии поведения агента «Нежной», которую она безукоризненно выдержала. Вообще это мероприятие филистимлян можно отнести к категории классического использования спецслужбами женской агентуры, а саму Далилу поставить в ряд хрестоматийных образов выдающихся агентов-женщин. Драматичная судьба Самсона нашла отражение во многих произведениях изобразительного искусства, а также в опере «Самсон и Далила» французского композитора Сен- Санса (1876). В книгах Ветхого и Нового Завета встречаются и другие примеры использования отдельных технологических элементов, широко распространенных в разведывательной и контрразведывательной практике по сей день. Это проверочные мероприятия в целях определения надежности того или иного лица, условные сигналы для предупреждения об опасности, активные мероприятия по воздействию на противоположную сторону для достижения тех или иных целей. Библейские повествования изобилуют заговорами. Воистину, Книга книг полезна не только скульпторам и живописцам, философам и композиторам, но и представителям других, не менее интересных профессий.



ГДЕ НАЙТИ?

magazine
Roger Dubuis
Roger Dubuis
Roger Dubuis
Rohmir
Kabestan
Saburnet-Collection
Hotel La Lanterne

Показ бренда Victoria Andreyanova
Опубликовано: Sunday April 01, 2018

Свободолюбивые британцы расчерчивают свой мир в костюмные квадраты, чтобы в полёте души не забывать про систему координат.

В ТЦ «Метрополис» открылся магазин KARL LAGERFELD
Опубликовано: Sunday April 01, 2018

22 марта, в ТЦ «Метрополис» состоялось открытие первого монобрендового женского магазина бренда KARL LAGERFELD. Приятная атмосфера нового пространства полностью соответствует философии бренда. Качество, современные веяния, женственность и спортивный стиль как определяющие факторы. Интерьер вдохновлен личным кабинетом Карла Лагерфельда, его домом в Париже.

Rolls-Royce анонсирует эксклюзивную серию «Wraith Luminary Collection»
Опубликовано: Sunday April 01, 2018

Rolls-Royce представляет эксклюзивную серию «WraithLuminaryCollection». В свете растущего спроса на коллекционные серии от Rolls-Royce марка выпустит 55 уникальных Wraith в персонализированном дизайне, которые займут важное место в частных коллекциях ценителей роскоши со всего мира.