аукционкультура

Майский аукцион Christie’s: 10 шедевров из коллекции Рокфеллеров

В первую неделю мая в Нью-Йорке аукционный дом Christie’s будет распродавать коллекцию искусства, посуды и мебели Дэвида и Пегги Рокфеллеров. Перед аукционом наиболее интересные экспонаты покажут в Париже, Берлине, Абу-Даби, Лос-Анджелесе (612 апреля), Пекине (67 апреля), Шанхае (1011 апреля) и Нью-Йорке.

С момента объявления о распродаже аукционисты и коллекционеры потирают руки. В коллекции более 1400 лотов, многие из которых достойны того, чтобы их фото печатали в энциклопедиях по истории искусства. А после того как «Спаситель мира» да Винчи был продан за $400 млн, есть надежда на новый ценовой рекорд.

Об уровне коллекции говорит и то, что Рокфеллеров в шутку называют американской версией королевской семьи: в коллекции можно найти подарки китайским императорам, мейсенский фарфор, сервиз Наполеона, работы Пабло Пикассо «розового периода», Анри Матисса, Эдуарда Мане и Клода Моне, Жоржа Сера, Поля Гогена, Хуана Гриса, Поля Синьяка, Жан-Батиста Камиля Коро, Джорджии О’Киф, Эдварда Хоппера и других художников.

Ниже представлены десять самых интересных, на наш взгляд, лотов предстоящего аукциона. Полная информация в каталоге Christie’s.


Пабло Пикассо, “Молодая девушка с корзиной цветов”, 1905

Пабло Пикассо, «Молодая девушка с корзиной цветов», 1905
Пабло Пикассо, «Молодая девушка с корзиной цветов», 1905

В 1905 году Лео Стайн, брат легендарной Гертруды Стайн, принес в дом картину с обнаженной несовершеннолетней, которую ему показал Кловис Саго, бывший клоун и новообращенный дилер Пикассо. Гертруде не понравились пропорции девушки, в особенности крупные, на ее взгляд, стопы. Однако картину повесили в парижском доме Стайнов на 27 rue de Fleurus, где Пикассо вскоре стал постоянным гостем. Со временем Гертруда стала пропагандистом творчества художника и поклонницей дадаизма и кубизма. После разрыва с братом в 1913 году она отдала ему всех «Сезаннов», оставив «Пикассо» себе.

После смерти Гертруды (в 1946 году) и ее возлюбленной Алисы Токлас (в 1967-м) коллекцию решили приобрести Рокфеллер и Co. Консорциум коллекционеров скинулся по $1 млн, и друзья начали тянуть из шляпы номера, означавшие порядок, согласно которому участники будут выбирать себе картины. Рокфеллер вытащил номер первый и выбрал «девушку», относящуюся к «розовому» периоду Пикассо.

Пегги, в отличие от мужа, далеко не сразу влюбилась в эту картину, поэтому много лет работа висела в личной библиотеке Дэвида в резиденции на Upper East Side.


Анри Матисс, “Лежащая Одалиска с магнолиями”, 1923

В этой картине, во-первых, замечательна композиция, которая вуалирует экспрессивный эротизм, превращая его в интимную чувственность. Во-вторых — цвет! Время создания картины — 1923 год, период наибольшего творческого расцвета как для Матисса, так и для фовизма — направления, известного либерализацией цвета как способа выражения эмоций.

Глобальный директор аукционного дома Юсси Пилканен (Jussi Pylkkänen) и “Лежащая Одалиска с магнолиями” Анри Матисса © 2018 Succession H. Matisse / DACS 2018
Глобальный директор аукционного дома Юсси Пилканен (Jussi Pylkkänen) и “Лежащая Одалиска с магнолиями” Анри Матисса © 2018 Succession H. Matisse / DACS 2018

Но особенную теплоту этой работе придают не столько сочные цвета, сколько теплые отношения между Матиссом и моделью — Генриеттой Даррикаррер. Любимая модель Матисса, Генриетта вошла в историю искусства XX века благодаря умению принимать скульптурные позы. Множество скульптур Матисса вылеплены именно с нее.

Резиденция Рокфеллеров в Hudson Pines, Фото: © Succession H. Matisse/ DACS 2018
Резиденция Рокфеллеров в Hudson Pines, Фото: © Succession H. Matisse/ DACS 2018

Дэвид Рокфеллер приобрел работу в 1958 году у легендарного жителя Чикаго Ли Блока (Leigh Block), входившего в совет директоров Art Institute of Chicago. За семь лет до покупки американский историк искусства и первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Альфред Барр начал расхваливать эту работу Рокфеллеру, который искал «лучшего Матисса на рынке».

Картина висела в гостиной резиденции Рокфеллеров Hudson Pines.


Эдуард Мане «Лилии и розы», 1882

«Настоящий художник может выразить любые чувства, изобразив какой-нибудь цветок или облака», — шутит глава отделения современного искусства и импрессионизма в Christie’s в Нью-Йорке Джессика Фертиг (Jessica Fertig).

Эдуард Манэ «Лилии и Розы», 1882
Эдуард Манэ «Лилии и Розы», 1882

«Лилии и розы» — как раз такой случай, ведь Мане, известный своими работами на социальные темы, нарисовал эти цветы в последние шесть месяцев жизни для дочери своего врача Джиневры (Ginevra Hureau de Villeneuve). В это время друзья часто навещали его в парижской квартире и приносили цветы, многие из которых были запечатлены на полотнах художника.

Известно письмо от 3 ноября 1882 года, в котором Джиневра благодарит Мане за картину и выражает надежду на его новую выставку.

В 1938 году родители Дэвида купили картину в нью-йоркской галерее M. Knoedler & Co. «Лилии и розы» украсили частные покои матери художника Эбигейл на 740 Park Avenue. Когда картина перешла по наследству к новому поколению Рокфеллеров, они повесили ее на всеобщее обозрение в холле резиденции на 146 East 65th Street.


Клод Моне, «Кувшинки», 1914-1917

Излюбленный сад Клода Моне в Живерни служил для него источником неисчерпаемого вдохновения. «Кувшинки» — одно из наиболее масштабных, ярких и тщательно проработанных полотен художника. Картина относится к серии работ Моне, созданных в период небывалой творческой активности с 1914 по 1917 год.

Моне Клод, “Кувшинки”, 1914-1917
Моне Клод, “Кувшинки”, 1914-1917

Дэвид и Пегги Рокфеллеры приобрели ее у парижского дилера Кати Гранофф, обратиться к которой им посоветовал первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке MoMA Альфред Барр. В своих мемуарах Дэвид Рокфеллер писал: «Одну работу, которая почти наверняка была написана ближе к вечеру (ярко-белые цветы выделяются на фоне темно-фиолетовой глади пруда), мы купили сразу же».


Жан Огюст Доминик Энгр «Фрейлина Луиза София Генриетта Катарина Риттер», 1817

Одна из редких работ «старых мастеров» в коллекции Рокфеллеров. Ее приобрела мать Дэвида в 1931 году, когда имя женщины, изображенной на картине, еще не было известно.

Специалист Christie’s Фурио Ринальди (Furio Rinaldi) с работой “Фрейлина Луиза София Генриетта Катарина Риттер” Жана Огюста Доминика Энга
Специалист Christie’s Фурио Ринальди (Furio Rinaldi) с работой “Фрейлина Луиза София Генриетта Катарина Риттер” Жана Огюста Доминика Энга

«Эбби», как ласково называл Эбигейл Рокфеллер, понравились изысканность и стиль этой работы, которая, хотя и похожа на набросок, подписана как законченная картина. Известно, что Матисс и Пикассо придавали огромное значение революционному для своего времени стилю Энгра. Эбби, которая обожала современное искусство и горела идеей построить музей, рассмотрела намек на современность именно в этой подписи, означавшей, что работа закончена.

Жан Огюст Доминик Энг, “Фрейлина Луиза София Генриетта Катарина Риттер”, 1817
Жан Огюст Доминик Энг, “Фрейлина Луиза София Генриетта Катарина Риттер”, 1817

Позднее исследователи установили, что на картине изображена фрейлина Луиза София Генриетта Катарина Риттер (Fräulein Louise Sophia Henrietta Catharina Ritter), сестра жены Йохана Готтарда Рейнхолда (Johann Gotthard Reinhold), голландского посла в Риме в 1815 году. Вторая работа из этой же серии, на которой изображена фрейлина Рейнхолд (жена посла) с детьми, находится в Morgan Library в Нью-Йорке.

Много лет работа висела в небольшом коридорчике между гостиной и библиотекой в резиденции на 65th Street, а затем перекочевала в таунхаус Рокфеллеров, где ее спрятали от прямого солнечного света на одной из стен в студии.


Виллем де Кунинг, «Без названия XIX», 1982

Дэвид Рокфеллер приобрел эту работу в 1996 году после смерти Пегги. В мемуарах он признается, что в молодости разделял скептицизм отца по поводу новых и непривычных форм искусства, однако с помощью «взгляда матери», которая научила его смотреть на современное искусство, во второй половине жизни его вкус и интерес развились.

Сара Фриедландер, глава отдела “Послевоенное и современное искусство” в Christie’s, Нью-Йорк, Картина: © 2018 The Willem de Kooning Foundation Artists Rights Society (ARS), New York

«Без названия XIX» — довольно поздняя работа Виллема де Кунинга, здоровье которого в 1970-е ухудшилось, и он почти перестал рисовать. Однако на восьмом десятке художник бросил пить, поборол депрессию и снова подошел к мольберту. Результат — «третий расцвет творчества», первый из которых пришелся на 1950-е, а второй — на 1970-е годы. Чтобы создать «Без названия XIX» художник отказался от статичного положения полотна и постоянно поворачивал работу на 90 градусов, пока композиция не была закончена. Он признавался, что на него в этот период повлияли бумажные коллажи Матисса, также созданные им в весьма зрелом возрасте.


Диего Ривера «The Rivals», 1931

Что общего может быть у жены капиталиста и ярого последователя коммунизма?

Однако Эбигейл Рокфеллер была большой поклонницей работ Риверы, которого считала одним из наиболее выдающихся современных художников и поддерживала материально, покупая его работы для коллекции.

Вирджилио Гарза (Virgilio Garza) и “The Rivals” Диего Риверы © Banco de México Diego Rivera Frida Kahlo Museums Trust, Mexico, D.F. / DACS 2018
Вирджилио Гарза (Virgilio Garza) и “The Rivals” Диего Риверы © Banco de México Diego Rivera Frida Kahlo Museums Trust, Mexico, D.F. / DACS 2018

Первую работу Ривьеры Эбби приобрела еще в 1929 году, а уже в 1931-м в качестве директора MoMA пригласила устроить сольную выставку в музее. Ранее такой чести удостаивался только Анри Матисс.

Гостиная в резиденции Ringing Point © Banco de México Diego Rivera Frida Kahlo Museums Trust, Mexico, D.F. / DACS 2018
Гостиная в резиденции Ringing Point © Banco de México Diego Rivera Frida Kahlo Museums Trust, Mexico, D.F. / DACS 2018

Ривера прибыл в Нью-Йорк с Фридой Кало, и их сразу же пригласили к Рокфеллерам.
«Он был очень импозантный и харизматичный: высокий и весом в триста фунтов», — позднее вспоминал Дэвид Рокфеллер.

С собой Ривера привез полотно «The Rivals», на котором изобразил, как празднуют традиционный праздник весны Las Velas в штате Oaxaкa. Эбби приобрела полотно и оставила его себе.

Вскоре отношения Эбби с Риверой стали натянутыми. Дело в том, что после успешной выставки в MoMa, Эбби заказала у Риверы фреску для лобби RCA Building — главного здания Рокфеллеровского центра. В итоге на фреске под названием «Человек на распутье» (площадью около 99 кв. м) была изображена московская первомайская демонстрация и Ленин. Убрать Ленина Ривера наотрез отказался. Помимо Ленина, фреску украшал муж Эбби, Джон Рокфеллер, в компании женщин легкого поведения и с бутылкой. Разумеется, Рокфеллерам, которые поколениями были верующими, не пили и не курили, это не понравилось. Художнику заплатили, но фреску уничтожили. Позднее в оперном театре Паласио-де-Бельяс-Артес в Мехико Ривера воссоздал композицию.

Тем не менее, Эбби до конца оставалась почитательницей творчества Риверы и в 1940 году подарила картину «The Rivals» Дэвиду и Пегги на свадьбу.


Наполеоновский сервиз «Марли Руж», 1807-1809

Изначально сервиз, состоящий из 256 предметов, был изготовлен для Компьенского дворца, но по неизвестной причине 7, 8 и 18 октября 1809 года был по частям доставлен во дворец Фонтенбло. Именно его Наполеон взял с собой в ссылку на Эльбу.

Наполеоновский сервиз “Марли Руж”, 1807-1809
Наполеоновский сервиз “Марли Руж”, 1807-1809

Сегодня 28 предметов сервиза находятся во владении Рокфеллеров, остальные — хранятся во дворце Фонтенбло и всплывают на арт-рынке единичными предметами.

Заказывая сервиз, Наполеон был на пике славы. То же можно сказать и о Севрской фарфоровой мануфактуре, куда император направил заказ. Директором мануфактуры тогда был увлеченный натуралист Александр Броньяр (Alexandre Brongniart), благодаря которому изображения насекомых на посуде стали в то время популярным мотивом.

Наполеоновский сервиз “Марли Руж”, 1807-1809
Наполеоновский сервиз “Марли Руж”, 1807-1809

Сахарницы с ручками в виде орла — явный поклон Его императорскому величеству, флаги которого перед боем украшал орел.

Можно предположить, что Дэвид Рокфеллер особенно любил этот сервиз. Но не потому, что мог пить чай из той же чашки, что Наполеон, а потому что был страстным коллекционером насекомых. В коллекции Рокфеллера — 150 тысяч экспонатов, а редкий жук-скарабей, открытый в высокогорной Мексике в 1950 году, был назван Diplotaxis rockefelleri в честь Дэвида Рокфеллера.


Фарфор. Много фарфора. Разные периоды и страны

Многие поколения семьи Рокфеллеров собирали экспортный китайский фарфор, украшенный узором, который впоследствии стал известен как «узор Рокфеллеров». Такие сервизы часто использовались Дэвидом и Пегги во время приемов в манхэттенском таунхаусе.

Апартаменты на 740 Park Avenue, принадлежавшие Джону и Эбби Рокфеллер — родителям Дэвида. Фото: Samuel H. 9 Gottscho, courtesy of the Rockefeller Archive Center
Апартаменты на 740 Park Avenue, принадлежавшие Джону и Эбби Рокфеллер — родителям Дэвида. Фото: Samuel H. 9 Gottscho, courtesy of the Rockefeller Archive Center

Фарфор в целом составляет значимую часть коллекции Рокфеллеров, которая уйдет с молотка в мае 2018 года. Среди лотов — мейсенский фарфор и изделия London Chelsea Porcelain Factory XVIII века.

Например, в 1963 в нью-йоркском шоуруме Antique Porcelain Company Пегги Рокфеллер приметила две супницы в виде камбалы и с тех пор не могла думать ни о чем другом. В итоге Дэвид преподнес их ей на Рождество.

Супница в виде камбалы, London Chelsea Porcelain Factory, XVIII век
Супница в виде камбалы, London Chelsea Porcelain Factory, XVIII век

Сами супницы выполнены в виде камбалы, а черпаки — в виде угрей с раковинами гребешков. В коллекциях трех британских музеев — The National Trust, British Museum и Victoria and Albert Museum — есть такие же супницы, но без черпаков. Всего в мире осталось менее десяти таких супниц.

Таунхаус Рокфеллеров в Нью-Йорке
Таунхаус Рокфеллеров в Нью-Йорке

В доме Рокфеллеров эти супницы стояли на комоде на первом этаже и их, конечно, часто использовали по назначению.

N.B.: С молотка уйдет китайский экспортный и мейсенский фарфор.


Императорская фигура Будды Амитаюса, XVII век

Фигура Будды Амитаюса выполнена по заказу самого императора Канси (1662–1722) в императорских мастерских из позолотной бронзы. В китайском буддизме Амитаюс почитается как бог долголетия, поэтому есть предположение, что фигура была предназначена в качестве дара одному из членов императорской фамилии.

Императорская фигура Будды Амитаюса, XVII век
Императорская фигура Будды Амитаюса, XVII век

На данный момент самой дорогой частной коллекцией в аукционной истории считается собрание Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, которое было распродано в ходе парижских торгов Christie’s в 2009 году, собрав более $400 млн.

Leave a Response